Паника в США: что случилось с банковским сектором?
Американские фондовые индексы США резко упали вслед за обвалом котировок акций банков. Представители финансового сектора сигнализируют о негативных последствиях подъёма процентных ставок в США. Мы выясняли, случится ли банковский кризис и как он скажется на России.
Хьюстон, у нас проблема
Индекс KBW Bank, в расчёт которого входят акции крупнейших банков США, упал более чем на 7%. Это самое глубокое падение с июня 2020 года, когда мир трясло от последствий введения ковидных ограничений. Лидером снижения стали бумаги SVB Financial Group – материнской компании Silicon Valley Bank. Акции ушли вниз на 61%.
SVB Financial ранее заявила о спешной продаже облигаций на общую сумму $21 млрд. Результатом стала фиксация убытка в $1,8 млрд, который теперь планируется закрывать с помощью новых выпусков акций. Основную часть клиентов Silicon Valley Bank составляют стартапы, которые финансируют венчурные инвесторы. Сейчас инвесторы всё меньше вкладываются в рискованный бизнес. Проблемы клиентов обернулись проблемами для банка.
«Новости, касающиеся Silicon Valley Bank, – это именно то, чего все боялись. Вопрос в том, следует ли ждать, что это повторится с другими банками», – приводит Bloomberg слова аналитика DA Davidson Гэри Теннера.
Акции Bank of America Corp. и Wells Fargo & Co. ушли вниз на 6,2%, JPMorgan Chase & Co. отметился падением на 5,4%.
Из «цифрового золота» – в реальное
Поплохело на уходящей неделе и Silvergate. Это второй по величине банк в США, работающий с криптоактивами, и один из основных мостов между криптовалютами и фиатными деньгами для институциональных и ретейл-инвесторов в стране. Инвесторы побежали из криптовалют. Это стало, по сути, прыжком из «цифрового золота» в реальное.
«Может ли крах Silvergate спровоцировать банковский кризис? Если ранее я бы сказал – вряд ли, то теперь… не уверен. Дело в том, что, согласно американской регуляции, банки должны поддерживать высокий уровень ликвидности. Это означает, что у банков всегда должно быть достаточно ликвидных активов высокого качества, чтобы справиться с оттоком депозитов в стрессовом сценарии. Этим требованиям соответствуют резервы в ФРС и облигации», – написал в своём телеграм-канале финансовый аналитик Евгений Коган.
Когда финансовые регуляторы заставляют владеть тоннами облигаций, они также заставляют, по сути своей, брать на себя риски эмитентов, т. е. компаний, которые выпустили эти ценные бумаги. При этом дела у американского бизнеса ухудшаются пропорционально повышению ключевой ставки.
«Все опасались, что повышение процентных ставок приведёт к росту числа дефолтов в какой-то момент в 2023 году, и ситуация, которую мы видим сейчас, ещё больше усиливает эти опасения», – отмечает Мэтт Мейли, отвечающий за стратегию на фондовом рынке в Miller Tabak + Co.
Финансовый аналитик Андрей Верников в разговоре с «Абзацем» назвал ситуацию на фондовом рынке Америки тревожной, но банковского кризиса на горизонте пока не увидел.
«Финансовый сектор под давлением – он страдает от высоких ставок. У небольших банков могут быть проблемы. Мы видим, что уже парочка качается. Но по большим банкам ситуация сейчас прогнозируемая, у них есть аналитики. Они не страдают эйфорией, в отличие от мелких инвесторов», – сказал эксперт.
Почему нам интересна Америка
Внимательный читатель «Абзаца» спросит: почему нам вообще интересны дела Соединённых Штатов? Ведь куда важнее то, как наша экономика справляется с санкциями.
Всё верно, но США это пока ещё первая экономика мира, а значит, банковский кризис у них может спровоцировать полномасштабный финансовый кризис по всему миру, в том числе и в России. Так было в 2008 году, когда закончилась история одного из крупнейших американских банков Lehman Brothers. Его банкротство после 158 лет работы вызвало бурю на мировых финансовых рынках и ускорило то, что позднее назвали великой рецессией.
«Сбрасывать со счетов американскую экономику и их Фондовый рынок не надо. В отличие от СССР, мы сильно интегрированы в глобальную финансовую систему. Если в США разразится кризис, это по нам ударит в том числе», – пояснил Верников.
Впрочем, если новый мировой финансовый кризис и случится, то Россию – рекордсменку по числу санкций – сейчас он затронет в меньшей степени.