Как похорошеет «Москвич» при Собянине?
Столичный градоначальник Сергей Собянин решил забрать на баланс Москвы завод «Рено Россия» и возобновить производство автомобиля под историческим брендом «Москвич». Мы разбирались, на каких условиях французская корпорация уходит из нашей страны и каким может стать обновлённый автомобиль-легенда.
Возрождение легенды
О том, что иностранный собственник решил закрыть московский завод «Рено», стало известно из заявления на официальном сайте мэра российской столицы Сергея Собянина.
«Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», – говорится в сообщении.
Сообщается, что на первом этапе на московском заводе будет налажено производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе с конвейера будут сходить электромобили. Основным технологическим партнёром возрождённого Московского автомобильного завода «Москвич» станет «КАМАЗ».
«Мы поддерживаем решение мэра Москвы, – прокомментировал сообщение глава пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. – Это позволит сохранить и развить научно-технический и кадровый потенциалы автомобилестроения в стране».
По словам столичного градоначальника, Москва планирует сохранить большую часть коллектива завода, а также предприятий, связанных с ним производственными цепочками.
Операция «национализация»?
О том, что Renault передаст контрольный пакет в «АвтоВАЗе» под российское управление, стало известно в конце апреля. Это «сделка за рубль» с опционом обратного выкупа.
«Это не совсем национализация, – заявил «Абзацу» автоэксперт Андрей Трой. – Перед тем, как активы перешли нашему государству, за них был уплачен символический один рубль. Обычно это делается в двух случаях: либо продаётся что-то совсем ненужное – как в своё время Ford купил Land Rover, либо компания собирается вернуться обратно к этим активам. Я бы в данном случае поставил на то, что Renault вернётся к своим активам, потому что у него есть право выкупить за тот же один рубль их обратно в течение шести лет».
До последних событий Renault принадлежало почти 68% «АвтоВАЗа», 32% акций владела государственная корпорация «Ростех». Теперь 100% акций ЗАО «Рено Россия» передаются Москве, 67,69% акций «АвтоВАЗа» – ФГУП НАМИ, остальное сохранит Ростех.
«ФГУП НАМИ – это тот самый научно-исследовательский институт, работавший над платформой автомобилей AURUS, на которых ездят наши первый лица, – рассказал «Абзацу» предприниматель, экономист Пётр Заборцев. – Отдать активы научно-исследовательскому институту, который занимается автомобилестроением, я считаю правильным шагом со стороны государства. Нужно учиться производитель автомобили и делать так, чтобы наша промышленность смогла конкурировать на мировом рынке».
Помимо этого, совместно с «КАМАЗом» и Минпромторгом столичная мэрия будет работать над локализацией производства в России максимального количества автокомпонентов: от фильтров до ключевых узлов автомобиля.
Новый «Москвич» Собянина
Автозавод на Волгоградском проспекте в Москве имеет довольно богатую историю. На протяжении десятилетий он выпускал легендарные отечественные «Москвичи». Производство легковых автомобилей под этим брендом началось после Великой Отечественной войны – в 1946 году.
Первым с конвейера сошёл «Москвич-400», который был разработан на базе немецкого Opel Kadett K38. Машины выпускались вплоть до 2000 года. Первой самостоятельной разработкой стал седан «Москвич-402», выпущенный в 1956 году. Затем появилась его модернизированная версия – «Москвич-407», который полюбился европейцам. В 1970-е годы до 65% всех производимых автомобилей шло на экспорт, в том числе в страны Западной Европы.
Славная история автозавода продлилась до 90-х годов прошлого века. Затем произошёл распад СССР, что сопровождалось упадком предприятия, приватизацией и покупкой его доли французским Renault. Любопытно, что в конце 1990-х была разработана модель «Москвича» с электродвигателем, однако до серийного производства дело не дошло.
«На мой взгляд, оптимистично выглядит картина производства электромобилей на Московском заводе с помощью «КАМАЗа», благо наработки имеются, – заявил «Абзацу» автоэксперт Андрей Трой. – России, конечно, надо развивать разработку и производство электромобилей для гражданских нужд. Впрочем, есть проблема: электромобили в России собирались производить не один раз, и всякий раз это заканчивалось практически ничем. Так что особыми иллюзиями тешить себя не надо».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в свою очередь считает, что у России есть всё, чтобы начать серийное производство электромобилей. Причём сбрасывать в качестве площадки со счетов «АвтоВАЗ» тоже не следует.
«Создать новую электрическую платформу на том же «АвтоВАЗе» совершенно не сложно, – уверен эксперт. – Эта технология используется почти 120 лет. В начале XXI века, на заре автомобилизации, электромобили были популярнее бензиновых».
Впрочем, под каким конкретно брендом будет выпускаться новый российский электромобиль, несмотря на уверенность Сергея Собянина, ещё до конца не понятно. За «Москвич» придётся побороться, поскольку товарный знак и эмблему купила немецкая Volkswagen AG. Машины они выпускать под этим брендом не стали, но право на название до сих пор за ними.