рубрики

Губернатор ХМАО Наталья Комарова, сама того не желая, открыла коррупционную схему работы с застройщиками. Запись заседания сейчас набирает популярность в социальных сетях. Мы выясняли, как работает механизм выделения бюджетных средств, в чьих карманах оседают миллиарды и как выглядит главный нижневартовский недострой.

«Все в доле»: что стоит за скандальным заявлением губернатора ХМАО Натальи Комаровой
Фото: vk.com/nv__komarova

Есть такая забава – бюджетные средства «пилить»

Громкое заявление прозвучало во время рабочего визита губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Комаровой в Когалым. Встреча главы региона с местными чиновниками транслировалась онлайн. Председатель городской думы Когалыма Алла Говорищева подняла вопрос об изменении законодательства в части ужесточения ответственности подрядчиков за нарушение сроков строительства объектов по госконтрактам. На это последовал откровенный ответ Комаровой:

«Ага. А вы знаете, что каждый раз в ходе глубокой проработки выходим сами на себя, на заказчика – муниципалитет или региональное государство? Потому что у нас есть такая забава, игра: мы проектно-сметную документацию разрабатываем сразу таким образом, чтобы через два месяца останавливать строительство и переделывать проектно-сметную документацию».

Свою мысль губернатор ХМАО завершила чистосердечным признанием: «Там все в доле!» После этого она тут же обратилась к организаторам прямого эфира: «Вы выключили всё?»

Ролик получил большое распространение в социальных сетях.

«Для тех, кто не понял: так губернатор ХМАО учит депутатов воровать бюджетные деньги. Наталья Комарова по полочкам разложила все мутные схемы властей, как создавать долгострои и спокойно пилить миллионы», – пояснил телеграм-канал Mash.

Не так поняли?

Наталья Комарова пока не прокомментировала своё высказывание, однако её сторонники поспешили заявить: слова губернатора ХМАО истолковали неверно. Она вовсе не учила «депутатов воровать бюджетные деньги», а лишь раскрыла реалии федерального закона о госзакупках.

В развёртывании кампании против Комаровой обвиняют оппозицию из ХМАО, которая давно поджидает освобождения её кресла. Наталья Комарова находится у власти с 2010 года. Её очередные губернаторские полномочия должны закончиться в 2025 году.

Бенефициаром кампании против Комаровой называют Александра Петермана. Его считают многолетним оппонентом окружных властей из-за попыток влиять на политические процессы на востоке ХМАО. Также называется имя Вероники Завьяловой – руководителя оппозиционного издания «Фактология», которое отреагировало первым.

«Целовать ноги заказчику»

За независимой оценкой ситуации «Абзац» обратился к юристу, эксперту по госзакупкам Евгению Ландо:

«Все, кто так или иначе связан со стройкой в госзакупках, понимают проблематику. Наталья Комарова не является исключением. Проектно-сметную работу ведут одни организации и исполняют другие. Это нормально по закону, суть которого в том числе в разделении работ и труда. Но есть нюанс, что во время стройки зачастую появляются скрытые работы, которые приводят к необходимости внесения корректировок как в бюджет стройки, так и в проектно-сметную документацию. Собственно, об этом, губернатор и говорит, только своим языком».

«Все в доле»: что стоит за скандальным заявлением губернатора ХМАО Натальи Комаровой
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

По словам эксперта, законом такие моменты особо не регулируются и перед подрядчиками (строителями) встаёт сложный выбор.

«Им необходимо либо за свой счёт производить скрытые работы, не предусмотренные в проектно-сметной документации, либо целовать ноги заказчику, умоляя его об увеличении суммы контракта на стоимость этих скрытых работ. Собственно, второй вариант зачастую и порождает тот самый контакт подрядчика и заказчика, который ведёт к коррупционным вопросам», – пояснил Ландо.

Что касается ужесточения ответственности подрядчиков за нарушение сроков (а именно это предложение председателя городской думы Когалыма Аллы Говорищевой и вызвало острую реакцию губернатора Комаровой), то здесь, по словам Евгения Ландо, не всё так однозначно.

«Компания попадает в Реестр недобросовестных поставщиков на два года, теряет обеспечение контракта (это от 10 до 30% от суммы самого контракта), ещё есть разные штрафы и пени, предусмотренные самим контрактом, а ещё есть и КоАП. Если всё сложить, то жёстче будет только лишение свободы. Более того, наказанию за срыв стройки зачастую подвергаются строители, которые не виноваты в том, что были обнаружены скрытые работы, требующие дополнительного времени как на бюрократию и согласование, так и на непосредственное исполнение», – заключил эксперт.

Главный недострой ХМАО

Как бы ни трактовались слова Натальи Комаровой, факт остаётся фактом: регион много лет славится своими долгостроями, на которые выделяются миллиарды бюджетных денег. В Югре порядка 350 объектов незавершённого строительства. Из них 80-90 зданий должны быть построены в рамках госзаказа.

Главным недостроем называют Нижневартовскую клиническую окружную больницу на 1100 коек. Её начали возводить ещё в 2012 году (то есть более десяти лет назад), и с тех пор сроки сдачи неоднократно сдвигались, а количество миллиардов, вложенных в объект, росло. Вместо 4 млрд рублей, которые планировали потратить изначально, уже выделили более 27 млрд.

«Все в доле»: что стоит за скандальным заявлением губернатора ХМАО Натальи Комаровой
Фото: n-vartovsk.ru

Со скандальной больницей связаны откаты, взятки, выемки документов, аресты. В 2021 году был задержан глава окружного Управления капитального строительства Нижневартовска Александр Макариков. Ему предъявлено обвинение по статье о получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, он получил 35 млн рублей. За это «вознаграждение» Макариков должен был поспособствовать продвижению интересов определённой компании при заключении и исполнении госконтракта на строительство больницы.

Были и другие уголовные дела. В 2022 году обвинение в мошенничестве предъявили экс-советнику гендиректора Объединённой приборостроительной корпорации Алексею Репкину. По данным следствия, он требовал взятку от компании-поставщика, угрожая расторгнуть контракт на 2,8 млрд рублей. Общий объём полученных средств правоохранители оценили в 19,4 млн рублей.

Дело – труба?

В октябре 2022 года правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отчиталось, что строительство больницы находится в стадии завершения: общая готовность объекта – 83%. Ввод в эксплуатацию тогда запланировали произвести в ноябре 2022 года. Однако воз и ныне там.

«Все в доле»: что стоит за скандальным заявлением губернатора ХМАО Натальи Комаровой

Подрядчиков, которым было доверено строить больницу, было много. Последний – красноярский «Монолитстрой», входящий в «Монолитхолдинг». В копилке компании – деловой центр в самом высоком здании Красноярска «Первая башня», ТРЦ «Планета», бизнес-комплекс «Вертикали» и множество других крупных объектов. Однако с Нижневартовской окружной больницей вновь что-то пошло не так.

«Все в доле»: что стоит за скандальным заявлением губернатора ХМАО Натальи Комаровой
Фото: zakupki.gov.ru

Управление капитального строительства Тюменской области судится с ООО «Монолитстрой» по поводу задержки сроков. В свою очередь «Монолитстрой» через суд выбивает деньги за часть выполненных работ. Всё это сопровождается большим количеством взаимных претензий.

«Все в доле»: что стоит за скандальным заявлением губернатора ХМАО Натальи Комаровой
Фото: zakupki.gov.ru

В 2022 году депутат Госдумы от ХМАО Евгений Марков поднял вопрос о долгострое на совещании со Счётной палатой, после чего на тот момент глава СП Алексей Кудрин поручил своему заместителю Галине Изотовой проверить расходование бюджетных средств на строительство больницы в Нижневартовске.

Доклад о строительстве самого скандального долгостроя в ХМАО – Нижневартовской окружной больницы – также затребовал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Ожидается, что информация ему будет представлена в феврале 2023 года.

Справка

Наталья Владимировна Комарова – губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 1 марта 2010 года.

Из декларации за 2021 год следует:

Доходы: 6 253 504,89 руб. (в том числе пенсия – 387 283,01)

Недвижимое имущество:

Жилой дом – 459,3 кв. м (в пользовании)

Квартира – 186,2 кв. м

Машино-место – 12,7 кв. м

Доходы бывшего мужа – солиста группы Rack 2 Вадима Комарова, а также двух совершеннолетних дочерей декларированию не подлежат.

telegram
Рекомендуем