Украина – в Евросоюзе, Финляндия и Швеция – в НАТО: как изменится баланс сил?
Ожидается, что 12 мая власти Финляндии могут объявить свою позицию по вступлению в НАТО. В соседней Швеции глава МИД заявила, что страна «совершенно определенно» вступит в альянс. Одновременно с этим Украина не теряет надежды стать членом Европейского Союза. Владимир Зеленский заявляет о «быстром движении в ЕС через статус кандидата». Даст ли Россия Украине войти в состав Евросоюза, а Швеции и Финляндии пополнить альянс НАТО и как изменится экономическая и геополитическая расстановка сил в том случае, если это в самом деле произойдёт?
Ожидается, что 12 мая власти Финляндии объявят свою позицию по вступлению в НАТО. В соседней Швеции глава МИД заявила, что страна «совершенно определённо» вступит в альянс. Одновременно с этим Украина не теряет надежды стать членом Европейского союза. Владимир Зеленский заявляет о «быстром движении в ЕС через статус кандидата». Даст ли Россия Украине войти в состав Евросоюза, а Швеции и Финляндии – пополнить альянс НАТО? Как изменится экономическая и геополитическая расстановка сил, если это на самом деле произойдёт?
Дешёвая провокация
Международная деловая газета Financial Times со ссылкой на неназванного европейского дипломата написала, что вхождение Швеции и Финляндии в состав НАТО может расцениваться как провокация.
Также в материале говорится, что самолёт Вооружённых сил России, который вошёл на короткое время в воздушное пространство Швеции в конце апреля, был предупреждением: в это самое время страна обсуждала с Финляндией вопрос о вступлении в Североатлантический альянс.
Ранее наша страна многократно предупреждала о серьёзных последствиях этого решения, которые потребуют «адекватного ответа».
«Если страны подадут заявки на вступление в НАТО, Россия может начать наступление, – рассказал «Абзацу» главный научный сотрудник Института США и Канады, доктор экономических наук Владимир Васильев. – Может быть, Финляндия и Швеция будут находиться уже под наведением наших ракет или наших средств доставки с ядерными боезарядами».
В этом плане информационные фейки, состряпанные на скорую руку, сыграли с коллективным Западом злую шутку. Население ЕС до чёртиков напугали страшилками из Бучи. Если от России последует намёк на возможное военное вторжение в скандинавские страны, вероятно, они быстро передумают вступать в НАТО.
«Если эту информационную кампанию начать сейчас раскручивать, я не исключаю, что начнётся массовый исход финского и шведского населения из этих стран, – продолжил Васильев. – Как только население начнёт мигрировать (а мигрирует в основном трудоспособное население), это может нанести серьёзный ущерб экономикам Швеции и Финляндии».
Геополитические последствия вступления Финляндии и Швеции в НАТО
Вступление в НАТО будет означать, что Швеция и Финляндия попадут под действие статьи №5 о коллективной обороне, которая обещает реакцию всего альянса в случае нападения на одного из членов НАТО.
Впрочем, несмотря на обещания принять скандинавские страны в ускоренном порядке, моментально это не произойдёт. Это заставляет Хельсинки и Стокгольм беспокоиться, что в промежуточный период они окажутся беззащитны перед «агрессией России».
«Гипотетически проведение спецоперации России против Финляндии, с моей точки зрения, представляется гораздо более простой военной задачей, чем на Украине», – отметил Владимир Васильев.
У России есть причины не хотеть вступления Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс. Фактически это означает появление военных баз у северных ворот.
«Это ведёт к тому, что весь северный фланг окажется полем для логистики сил НАТО, – продолжил Васильев. – Дания уже является членом альянса, Норвегия тоже. Там рядом наша Карелия. И Санкт-Петербург находится в опасной близости от границ с Финляндией».
С тем, что для НАТО вступление в альянс Швеции и Финляндии будет существенным укреплением северного фланга, согласен и политолог Борис Межуев:
«Для России это будет носить некомфортный характер. Если вся Скандинавия окажется натообразующей, для альянса это будет серьёзным усилением, особенно учитывая тот факт, что Швеция является военным государством и может значительно укрепить полярный полис НАТО».
Вступление двух стран усилит геополитическое напряжение в Арктике и подтолкнёт Россию к тесному взаимодействию с Китаем в этом регионе.
«Россия может пойти на контакт с Китаем, в том числе и в вопросе проникновения Китая в Арктику, чего больше всего боялись американцы, – продолжил Межуев. – Российско-китайский союз будет носить северное измерение, что будет некомфортным для Запада, поскольку соотношение сил в Арктике будет не в пользу НАТО».
Экономические последствия вступления Финляндии и Швеции в НАТО
Вступление двух стран в НАТО может спровоцировать разрыв экономических отношений с нашей страной. Сейчас экономики России и в большей степени Финляндии сильно переплетены.
«С моей точки зрения, Финляндия в большей степени зависит от экономики России, нежели наоборот, – заявил «Абзацу» Владимир Васильев. – Если разрыв отношений произойдёт, Финляндия очень быстро окажется в положении наших прибалтийских стран, экономическая ситуация которых вследствие нарастающего разрыва с РФ и Белоруссией только ухудшилась».
Помимо экономических потерь из-за разрыва отношений с Россией, две страны должны быть готовы к тому, что членство в альянсе не бесплатное. И Финляндия, и Швеция должны будут ежегодно тратить на оборону 2% от валового внутреннего продукта (ВВП). И это только косвенные взносы, а есть ещё прямые: на международный гражданский секретариат НАТО, на финансирование системы ПРО, на поддержание военной инфраструктуры, расходы на связь, топливо и т.д.
«Усиление военных расходов и милитаризация Финляндии и Швеции являются довольно накладными и ущербными с финансовой точки зрения для экономик этих стран. Это фактически бремя расходов, которое страны обязуются взять на себя», – отметил Васильев.
Украина может стать нахлебником Евросоюза
Если Финляндия и Швеция сомневаются по поводу вступления в НАТО, то Украина использует все доступные способы, чтобы стать членом Евросоюза. Владимир Зеленский 28 февраля подписал заявку на вступление Украины в ЕС. На следующий день Европарламент поддержал резолюцию о предоставлении ей статуса страны-кандидата.
«Идея Украины довольно стара – стать нахлебником Европы, – отметил в разговоре с «Абзацем» Владимир Васильев. – Они только и делают, что думают, кто бы взял на содержание. Украина отчаянно хочет присоседиться к Европе. Европейцы, думаю, это понимают».
Активно против присоединения Украины к ЕС выступает Восточная Европа. Там быстро поняли: это не что иное, как благотворительность, которая может растянуться на десятилетия.
«Украина хочет вырваться из провинциальности, отсталости, прорваться к свету науки, демократии, избавиться от олигархического режима, – отметил Борис Межуев. – Кроме того, для Украины вступление в Европейский союз – гарантии безопасности, что для страны сейчас особенно актуально».
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС не против вступления Украины, но для этого придётся пройти путь восстановления:
«Мы мечтаем о скорейшем начале инвестиций и реформ на Украине, которые приведут вашу страну в Европейский союз».
Зачем Украина Евросоюзу?
Украина всегда была крупным поставщиком продовольствия в Европу. В 2020 году объём экспорта в европейские страны составлял $49,3 млрд. Более 80% поставок Украины в ЕС приходится на зерновые и масличные культуры, жиры и масла, а также продукты перерабатывающей промышленности. Европейцы всегда считали и, судя по всему, продолжают считать Украину своим огородом.
«В плане сельского хозяйства до последних событий Украина была крупным поставщиком продовольствия, – сказал «Абзацу» Владимир Васильев. – Это была страна, которая производит значительную часть сельхозпродукции на экспорт. Она имеет плодородную землю, что представляет большую ценность для Европы».
Ещё один интерес ЕС – население. До последних событий на Украине проживало около 37 млн человек, что делало страну большим рынком сбыта.
«Это хорошо отработанная модель. Разоряется промышленность, страна становится сельскохозяйственной, а затем, учитывая численность населения, Украина автоматически становится рынком сбыта для европейской продукции, – продолжил Васильев. – Ещё один вариант – промышленная колонизация. Можно размещать на территории неугодной страны производства, чтобы не загрязнять ими ведущие европейские страны».
Действительно, Украина отчаянно жаждет вступления в Европейский союз, однако очевидно, что ЕС не горит желанием брать нахлебника прямо сейчас. А потом, может, и ЕС в привычном нам понимании не будет…
«Европейский союз сходит с исторической сцены, – уверен Борис Межуев. – Мы видим, что огромную роль в европейской идее играли контакты с Россией. Как только контакты оказались отрезаны, идея Европы утратила своё значение».
Вместо послесловия
Вступление Украины в Евросоюз, а Швеции и Финляндии – в НАТО может перекроить экономический и геополитический ландшафты на карте мира. Впрочем, едва ли эти события произойдут. Во-первых, скандинавские страны до чёртиков боятся попасть под горячую руку России и стать очередной Украиной. Во-вторых, Украина может прекратить своё существование в части отдельного государства. Донбасс после окончания спецоперации России на Украине расширится, а Польша уже не скрывает претензий на возвращение своих исторических территорий в виде Львова, Тернополя и других пока ещё украинских субъектов.