Потолок цен на газ: Европа решила замёрзнуть этой зимой?
Financial Times сообщила, что Евросоюз разрабатывает механизм по ограничению цен на весь импортируемый газ. Хитрый план предусматривает установление максимальной стоимости голубого топлива, по которой страны ЕС смогут совершать операции. Мы узнавали, есть ли будущее у очередной гениальной идеи евробюрократов.
Потолочная система
Потолок цен на газ – это история про мазохизм. Страны ЕС намереваются запретить себе же покупать голубое топливо по цене выше установленной. Действовать планируют через газовую биржу TTF, что расположена в Нидерландах.
«Европейский союз может ввести предельные цены на газ на бирже, то есть выше определённого уровня котировки подниматься не будут. Также, как вариант, могут быть введены предельные цены на импорт. В любом случае предельные цены – это опасная история. Они могут отпугнуть часть продавцов. Продавцы сжиженного природного газа (СПГ), например, могут сказать, что повезут свой газ в Азию», – рассказал «Абзацу» эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Разработка хитрого газового плана уже столкнулась с трудностями. Financial Times пишет, что власти Германии опасаются, что такие меры могут спровоцировать повышенный спрос на энергоноситель или ограничение его поставок.
«Среди участников проекта нет единого мнения по поводу предельной цены. Ограничения в различной степени затронут заинтересованные стороны», – говорится в публикации.
В конце сентября группа из 15 стран призвала Еврокомиссию ввести потолок цен на весь импортируемый газ. Германия, Дания и Нидерланды выступили тогда против.
«Мёрзни, волчий хвост»
На публикацию Financial Times отреагировали в Газпроме. Глава энергетического гиганта Алексей Миллер заявил, что Москва прекратит поставки, если страны ЕС введут потолок цен на газ:
«Такое одностороннее решение – это, конечно же, нарушение существенных условий контракта, которое влечёт за собой прекращение поставок».
Президент России Владимир Путин также ранее заявлял, что наша страна не будет поставлять ни газ, ни нефть, ни уголь, если Европа будет устанавливать ценовые ограничения.
«Поставлять ничего не будем вне рамок контрактов. Ничего навязанного делать не будем. И нам останется только одно – как в известной русской сказке приговаривать: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост», – говорил он в сентябре.
Впрочем, меры ЕС направлены не только и не столько на Россию. Евробюрократы с помощью потолка цен могут попытаться надавить на Азербайджан, Алжир и Норвегию.
«Они могут выкручивать руки Норвегии, которая никуда не денется. Ей больше некуда девать газ. Это не будет, конечно, способствовать улучшению отношений Норвегии и Евросоюза», – пояснил Митрахович.
Эксперты предсказывают, что введение потолка цен на газ, наоборот, приведёт к росту его стоимости на других товарных биржах. Возникает логичный вопрос: зачем какому-нибудь Катару продавать нефть дёшево через биржу TTF, если можно продавать дороже через азиатские площадки?
А зима будет большая...
Вокруг газовой темы пока больше вопросов, чем ответов. Например, ЕС ещё не определился – ограничивать ли цены только на российский газ или на американский тоже? Сделать хранилища общими или нет? Если зимой газа не хватит, можно ли его докупать богатым странам по любой цене? И так далее.
Дерзость Евросоюза объясняется заполненностью подземных хранилищ газа (ПХГ). Франция заполнила их на 98%, Германия – на 94%, Италия – на 93%, Испания – на 92%, Нидерланды – на 93%, Польша – на 98%, Румыния – на 89%, а все страны Европы – около 91%. Есть вполне конкретная политическая задача – сформировать запасы газа любой ценой, выгребая всё, что можно забрать. Хватит ли этого, чтобы пережить зиму, пока неизвестно. Всё будет зависеть от того, насколько суровой будет она и насколько расточительными будут сами европейцы.
Французам уже заявили, что избежать веерных отключений электроэнергии не получится. Секретарь центрального корпоративного социального комитета компании EDF Филипп Пейдж ле Мерур сказал, что рубильник будут дёргать даже в случае умеренно холодной зимы.
Министр здравоохранения Германии Карл Лаутербах не исключил, что из-за энергетического кризиса в стране могут сократить количество больниц:
«Больницы находятся в особой ситуации. Если мы не отреагируем быстро и по-настоящему решительно, они будут закрыты».
Цены на электроэнергию в Европе за последние два года выросли больше, чем за последние 30 лет – с 1990-го по 2020-й. В Германии фиксируется рост цен в 3,2 раза, во Франции – в 2,4 раза, в Италии и Испании – в 3 раза, в Нидерландах – в 4,6 раза.
Энергетические издержки сказываются на конечной стоимости товаров и услуг. За последние два года рост цен в Германии составил 45%, во Франции – 40%, в Испании – 55%, в Италии – 56%, в Нидерландах – 70%, в Польше – 37%.
За столь сильной инфляцией всегда следует производственный, финансовый и долговой шок. Евробюрократы наломали дров вместо того, чтобы ими запасаться. А отдуваться, как всегда, придётся населению.