рубрики

Сначала распяли, затем переизбрали: Государственная дума продлила полномочия председателя Банка России ещё на пять лет. Но сперва ей пришлось держать ответ перед парламентом – в первую очередь за заморозку золотовалютных резервов.

«Центробанк не просто сидел на стуле»: Стало известно, как Эльвира Набиуллина спасала резервы от заморозки
Фото © Пресс-служба Госдумы

Знали, что «это случится»

После того, как стало известно о заморозке странами коллективного Запада части российских золотовалютных резервов, главным вопросом стал следующий: почему нельзя было подготовиться? Одни обвиняли председателя Банка России Эльвиру Набиуллину в следовании Вашингтонскому консенсусу, то есть в откровенном вредительстве интересам России. Другие предположили, что Эльвиру Сахипзадовну просто не поставили в известность, что 24 февраля начнётся спецоперация России на Украине.

Председатель Центробанка, выступая перед нижней палатой российского парламента, поставила все точки над "ё". На вопрос, ожидала ли она заморозки международных резервов, последовал следующий ответ:

«Да, мы предполагали возможность того, что это случится».

Возникает вопрос: если Банк России был в курсе, то как тогда оказались замороженными $300 млрд?

Без шума и пыли

Ответ пришёл из годового отчёта Банка России, опубликованного на официальном сайте. В нём впервые за много лет мегарегулятор раскрыл структуру российских золотовалютных резервов на начало 2022 года:

  • евро – 33,9%
  • золото – 21,5%
  • юань – 17,1%
  • доллар – 10,9%
  • фунт – 6,2%
  • йена – 5,9%
  • канадский доллар – 3,2%
  • австралийский доллар – 1%
  • сингапурский доллар – 0,3%

На конец февраля структура резервов изменилась в сторону китайского юаня – на его долю пришлась почти треть зарубежных активов России. Ещё треть оказалась вложенной в золото. Это свидетельствует о том, что Центробанк не просто знал о спецоперации, а выполнял свою спецоперацию по спасению средств.

«Центробанк не просто сидел на стуле»: Стало известно, как Эльвира Набиуллина спасала резервы от заморозки
Фото © flickr.com

«Центральный банк не просто сидел на стуле и наблюдал за происходящим, – заявил «Абзацу» экономист Олег Богданов. – Они активно оперировали. Половину резервов увели из-под заморозки. Это очень большие и сложные операции. $150 млрд загнали в юани, ещё $115 млрд – в золото. Нормальная величина, чтобы достойно встретить старость».

Перед ЦБ стояла задача не просто по максимуму увести деньги из доллара, евро, британского фунта и прочих валют дружественных Соединённым Штатам стран. Важно было это сделать без шума и пыли – чтобы никто не заметил.

«Очень сложно, на самом деле, увести незаметно, – продолжает Олег Богданов. – И всё равно это заметили в Австралии, которая наблюдает за китайским рынком. Они первые сказали, что российский Центробанк лукавит – они большую часть средств увели в китайские государственные облигации. И доля юаней теперь выше 30% получается».

Пассивная агрессия

В Государственной думе то ли проигнорировали отчёт Банка России, то ли не поверили в достоверность его данных. Эльвире Набиуллиной перед довольно формальным продлением полномочий пришлось вновь ответить за заморозку ЗВР. Депутат нижней палаты парламента Оксана Дмитриева спросила, оценивал ли ЦБ, сколько больниц, школ, заводов, кораблей и пароходов Россия не построит из-за заморозки наших резервов странами Запада.

«Накопление средств в Фонде национального благосостояния направлено на то, чтобы накапливать средства, когда хорошая конъюнктура, и тратить их, когда она плохая. Это важно для того, чтобы и доходы людей, и состояние экономики не зависели от того, как колеблется цена на нефть. Это важнейший элемент в поведении не только экономики, но и любой семьи», – заявила Эльвира Набиуллина.

Претензии в адрес Эльвиры Набиуллиной сыпались около часа, после чего Госдума проголосовала за то, чтобы она осталась на посту председателя Банка России ещё на пять лет. 338 голосов – за, 83 – против.

Как у других?

Конечно, не только Россия хранит свои сбережения за рубежом. Это делают все государства. Самые большие вложения происходят в американскую экономику.

Крупнейшие страны – кредиторы США на начало января 2022 г.

  1. Япония – $1,3 трлн
  2. Китай – $1,1 трлн
  3. Великобритания – $647,4 млрд
  4. Ирландия – $334,3 млрд
  5. Люксембург – $323,5 млрд
«Центробанк не просто сидел на стуле»: Стало известно, как Эльвира Набиуллина спасала резервы от заморозки
Фото © TASS / AP / Andy Wong

США с лёгкостью могут заблокировать сбережения каждой из этих стран, как это произошло с Россией. И даже Китая, который занимает второе место среди стран-держателей. Такая вероятность не исключена. Вашингтон предупреждал Пекин, что примет меры в том случае, если Поднебесная будет поддерживать Россию. Ответ не заставил себя ждать. Председатель КНР Си Цзиньпин 21 апреля сделал следующее заявление:

«Руководство Китая не приемлет односторонние санкции и не намерено следовать двойным стандартам при урегулировании международных вопросов. Менталитет холодной войны, гегемонизм и блоковая конфронтация подрывают мир и безопасность во всём мире».

Не исключено, что Народный банк Китая сейчас делает то же самое, что делал перед спецоперацией российский Центробанк.

Впрочем, о деньгах беспокоятся не только те державы, которые осмеливаются перечить США. Даже их партнёры постепенно отказываются от доллара.

До марта 2022 года Израиль проявлял крайне консервативный подход: все свои резервы (около $200 млрд) он хранил в долларах США, евро и британских фунтах. Однако теперь валютный микс было решено разбавить йеной, канадским долларом, австралийским долларом и юанем.

Очевидно, что решение Израиля – это первая ласточка. Довольно скоро мы увидим изменение валютных предпочтений других стран мира.

telegram
Рекомендуем