Будущее российской экономики после мобилизации: какой прогноз дают эксперты
По данным Минэкономразвития, ВВП России в этом году может упасть на 2,9%. Впрочем, эти цифры не учитывают эффект от частичной мобилизации, выезд из России тех, кто боится призыва, и тревожные настроения населения. Мы собрали ожидания экспертов относительно будущего российской экономики.
Цена мобилизации
Уход иностранных брендов из России стал болезненным, но далеко не последним ударом по российской экономике. Нам ещё предстоит оценить эффект от частичной мобилизации.
В Госдуму внесли законопроект о единовременной выплате в 300 тыс. рублей мобилизованным. Содержание одного военного обойдётся государству в среднем в 250-400 тыс. рублей ежемесячно. В случае же ранения или гибели государство обязуется выплатить родственникам 3-7 млн рублей.
«Сижу, считаю, и у меня получается, что частичная мобилизация составляет примерно от одного до полутора триллионов рублей дополнительных расходов или недополученных доходов. Значит, дефицит бюджета будет глубже, чем прогнозируется», – заявил экономист Евгений Коган.
На экономических показателях негативно скажется и отлучение от рынка трёхсот тысяч мобилизованных – молодых и активных людей.
«300 тысяч – это вроде как один процент от трудоспособного населения мужчин, поскольку в России военнообязанных мужчин около 30 млн. Вроде бы немного. Но сколько у нас народа уже рвануло и уже находится в Казахстане, Грузии, Армении, Турции и других странах?» – подчеркнул Коган.
Имеет значение и психологический фактор. В условиях неопределённости население переходит к сберегательной модели поведения. То есть люди откладывают даже необходимые покупки на случай «если». Такие настроения присущи и предпринимательскому сообществу.
«На экономику России сейчас в первую очередь влияют турбулентность и неопределённость. Решения бизнеса – выпускать или не выпускать тот или иной товар, инвестировать в новое производство или нет – сейчас, безусловно, находятся под воздействием этих факторов», – объяснил «Абзацу» доцент Финансового университета при Правительстве России Илья Покаместов.
В 2022 году траты России на национальную оборону оцениваются в 4,7 трлн рублей. Такие подсчёты содержатся в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Эксперты полагают, что в ближайшее время эти цифры могут быть пересмотрены в бо́льшую сторону.
Повод для оптимизма
Не все эксперты согласны с негативным эффектом частичной мобилизации для экономики страны. Экономист Александр Дудчак считает, что довольно высокие заработки военнослужащих, напротив, могут дать толчок потреблению, а значит, и производству.
«Изымается значительная часть трудоспособного населения из рабочего процесса, однако это происходит не безвозмездно. Люди, которых призывают в рамках частичной мобилизации, будут получать неплохие выплаты. Повышение доходов военнослужащих, которые принимают участие в СВО, и их семей будет стимулировать внутренний спрос, что станет толчком для экономики», – подчеркнул собеседник «Абзаца».
Что касается тех, кто предпочитает пересидеть непростое для страны время за границей, то здесь тоже можно найти повод для позитива. Во-первых, страна самоочищается от не самых верных «сынов», а во-вторых, после референдумов Россия прирастёт девятью миллионами новых граждан, которые также вольются в рынок труда.
«Выживем – не впервой. Вопрос – с каким результатом мы выйдем из текущей ситуации. Но нужно учитывать, что мы не Латвия, где живёт 1,9 млн человек. Для них 300 тысяч – это катастрофа, но у нас численность населения 140 млн человек», – считает Покаместов.
Бюджетный вопрос
В правительстве России одобрили проект бюджета на ближайшую трёхлетку. В течение всего периода он будет дефицитным, то есть расходы будут преобладать над доходами. В 2023 году прогнозируется дефицит в 2% ВВП, в 2024 году он сократится до 1,4%, а в 2025 году составит 0,7%.
«Расходы на частичную мобилизацию включены в федеральный бюджет, одобренный накануне правительством. В сотне тех или иных статей бюджета затрагиваются вопросы мобилизации. Это соцподдержка, транспортные расходы, госуправление, расходы Минобороны и т. д. Мы ждём бюджет уже на этой неделе и будем его принимать в установленном порядке», – пояснил «Абзацу» член комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Евгений Фёдоров.
Федеральный бюджет, как правило, верстается в летний период. На эту работу уходит около трёх месяцев, затем его вносят в Государственную думу, после чего его утверждает Совет Федерации, а затем подписывает президент.
Ранее глава России Владимир Путин одобрил закон о переносе срока внесения проекта бюджета в нижнюю палату парламента с 15 сентября на 1 октября. Вероятно, это время потребовалось для того, чтобы скорректировать пакет документов с учётом введённой частичной мобилизации.
К чему мы идём?
Точный ответ на этот вопрос сейчас едва ли может дать кто-то из экспертов. Одни видят в происходящем только негативные сигналы для российской экономики, другие сохраняют оптимизм.
Очевидно одно: то, в какой точке мы окажемся через год, во многом будет зависеть от решений, принимаемых сегодня.
«При благополучном исходе, если не будет каких-либо потрясений в виде атомных войн, в IV квартале снижение российской экономики приостановится. Если же перед нами будет неблагоприятный сценарий, то его спираль может раскручиваться очень и очень долго», – заявил «Абзацу» финансовый аналитик Андрей Верников.
Результат будет зависеть и от внешних факторов, включая санкции коллективного Запада, которые готовятся в качестве реакции на референдумы в ДНР, ЛНР, а также в Запорожской и Херсонской областях.
«Если новые территории будут включены в состав России, то Запад может ввести новые санкции. Наиболее болезненным мне представляется введение санкций против Национального Клирингового Центра (НКЦ) и, как следствие, невозможность выполнять расчёты в долларах и евро», – отметил он.
Ещё один значительный фактор, который нельзя не учитывать, – цены на энергоносители. По данным Минфина, за первые шесть месяцев текущего года бюджет России получил 3,3 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов – больше, чем за весь 2021 год. Однако такая позитивная конъюнктура будет не всегда. В конце осени начнёт действовать эмбарго на закупки нефти из России.
«Доходная часть бюджета во многом формируется за счёт продажи энергоносителей. Соответственно, результаты зависят от того, сколько будем продавать и по какой цене. Зима многое покажет», – пояснил Илья Покаместов.
Россия не только выполняет спецоперацию на Украине, но и ведёт полномасштабное сражение за свой экономический суверенитет. На кон поставлено очень многое. Но если не верить в победу, то лучше и не начинать битву?