рубрики

Палка о двух концах: стоит ли отключать Европу от российского газа
Фото: gazprom.ru

Несмотря на сложную геополитическую обстановку, Россия продолжает продавать странам НАТО нефть и газ. Вопрос обострился после того, как нашей армии и силам ЛДНР пришлось оставить некоторые освобождённые территории, включая такие важные позиции, как Изюм и Балаклея. Так стоит ли «перекрывать вентиль» странам ЕС? «Абзац» спросил у экспертов.

Аргументы за отключение

В Великую Отечественную получил распространение лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». Сейчас он не менее актуален. Многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) переведены на трёхсменный, то есть круглосуточный, режим работы. Деньги бюджета расходуются на вооружение, экипировку армии, восстановление освобождённых территорий.

Одновременно с этим продажа нефти и газа в страны НАТО идёт по расписанию. На российском топливе работают заводы и производят вооружение, которое потом убивает российских солдат и мирных жителей Донбасса, нашими ресурсами заправляют военную технику, которая сражается против российской армии на Украине. Общественность негодует: пора «перекрывать вентиль».

«Смысл в следующем: нужно действовать так, чтобы максимально разрушить экономику врага. А враг, конечно, не Украина – их руками воюет коллективный Запад. Взять и выключить в один момент довольно сложно. Держать ситуацию на медленном огне – это то, что происходит сейчас. Нужно потихонечку двигаться в этом направлении. Точно блицкриги не входят в наш стратегический план, иначе мы проиграем», – рассказал «Абзацу» финансовый аналитик Владимир Левченко.

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что решение о прекращении поставок газа в страны Европейского союза может быть принято в случае, если изменится статус специальной военной операции России на Украине:

«Это событие станет неприятным для дружественных России экономик – для Венгрии, например, которая получает наш газ. Но в какой-то момент Европейский союз должен остаться с гораздо меньшим количеством российского газа. По «Северному потоку» поставки уже ограничены. Я не знаю, какие планы у Кремля, но я думаю, что через Украину через некоторое время прокачка газа прекратится».

Палка о двух концах: стоит ли отключать Европу от российского газа
Фото: Газпром межрегионгаз

Аргументы против отключения

Лозунг, присущий адептам капиталистической теории, – «Это просто бизнес». Специальная военная операция России на Украине – отдельно, продажа энергоресурсов – отдельно. Санкции, введённые коллективным Западом, взвинтили цены на нефть и газ на мировом рынке, что оказалось на руку Москве.

Из данных российского Минфина следует, что общие доходы федерального бюджета от продажи за рубеж российских нефти и газа за январь – июль текущего года составили 7,2 трлн рублей. Для сравнения: в 2021 году за первые семь месяцев от экспорта российских углеводородов в казну поступило только 4,8 трлн рублей.

«Один из основных источников наполнения нашего бюджета – это нефтегазовые доходы. На текущих ценовых уровнях они приносят хороший доход бюджету даже при достаточно серьёзных тратах на военно-промышленный комплекс (ВПК) и на проведение специальной операции. Без этих доходов Минфину сложно было бы выживать, тем более сохраняя социальные и другие программы», – рассказал «Абзацу» директор Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.

Палка о двух концах: стоит ли отключать Европу от российского газа
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

После 24 февраля Россия активно переориентирует поставки на Восток – в большей степени в Китай и Индию. Однако это процесс не быстрый, а месторождения на время простоя «крышкой» не закроешь. Консервация и последующая расконсервация – сложный технологический процесс.

«И топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), и экономике необходимо время, чтобы перестроиться и встать на новые рельсы, чтобы переориентироваться на другие направления. И пока время идёт, нужно финансировать экономику страны. Тем более мы понимаем, что в текущих условиях внешние заимствования крайне затруднены. Вопрос многозадачный. Тут должно быть не только желание кому-то навредить. Нужно оптимизировать военную, экономическую и бюджетную составляющие», – пояснил Кулагин.

Поставки энергоресурсов – это ещё и предмет политического торга. На это в разговоре с «Абзацем» обратил внимание эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович:

«Если брать сентябрьские поставки 2022 года по отношению к сентябрьским поставкам 2021 года, мы уже на 1/5 сократили. Тут вопрос по оставшимся – добивать или нет? Пока не отключили, есть пространство для торгов и переговоров. Если полностью отключить, то пространства будет меньше. Хотя я не исключаю, что это решение может полностью созреть».

Вместо послесловия

Отключать или не отключать – вопрос сложный со всех сторон: экономической, политической, моральной. Можно, конечно, руководствуясь эмоциями, перекрыть вентиль, но лучше ли будет от этого России и приблизит ли это победу в противостоянии с коллективным Западом, который бросил все силы на то, чтобы сохранить своё глобальное доминирование и исключительное положение на мировой арене?

Дать однозначный ответ на вопрос нельзя, не зная планов по специальной военной операции России на Украине. Остаётся надеяться, что тем, кто их разрабатывал, виднее, и вопрос по газу и нефти, которые, корчась, сейчас покупают страны ЕС, в ней обозначен.

telegram
Рекомендуем