Каждому по балету: как сделать «Щелкунчика» доступным для россиян
Большой театр начал продажи билетов на «Щелкунчика» – своё главное новогоднее представление под музыку Петра Чайковского. «Абзац» разбирался, почему попасть на постановку так дорого и как сделать её доступнее для обычных людей.
Жадная муза
Сегодня стартовал электронный аукцион на легендарную постановку Большого – балет «Щелкунчик». Начальная цена составит 100 тыс. рублей за два билета.
В прошлом году бюджет главного театра России превышал 5 млрд рублей, а в 2024-м он уже больше 6 млрд. Несмотря на существенный рост финансирования со стороны государства, цены на билеты доступнее не становятся.
Есть несколько основных факторов, почему там настолько дорого:
- Наличие артистов мирового уровня. Прима-балерина в Большом может зарабатывать несколько сотен тысяч рублей.
- Подорожание импортного сценического оборудования на фоне ослабления рубля.
- Необходимость ремонтировать помещения театра.
Свой вклад вносят и спекулянты: в ноябре 2023 года, когда театр в очередной раз начал продавать билеты на «Щелкунчика», желающие попасть на балет неделями стояли в очередях. И даже так многие всё равно остались ни с чем.
Перекупщики тогда хорошо заработали, ведь контрамарки они продавали по несколько сотен тысяч рублей. На фоне этого народный артист России Николай Цискаридзе потребовал наказать виновных.
«Всё, что сейчас происходит с билетами, – это чудовищный менеджмент. Всех, кто имеет к этому отношение, следует привлечь к ответственности. Меня поражает, что Большой театр, у которого бюджет в 5 миллиардов, за столько лет не может наладить систему, чтобы люди смогли в личном кабинете зарегистрироваться и купить билеты, пусть и ограниченное их число. Мне больно и стыдно как премьеру Большого», – сетовал тогда он.
Совпадение или нет, но Владимир Урин именно в ноябре 2023-го покинул пост директора театра.
Однако и сейчас среднестатистическому россиянину будет непросто попасть на «Щелкунчика». При зарплате 84 тыс. рублей придётся взять в долг ещё 16 тыс., сходить в Большой, а потом какое-то время жить на воде и хлебе.
Борьба со спекулянтами
В последние годы Большой театр экспериментировал с разными подходами к продаже билетов. Но эффективного способа борьбы со спекулянтами учреждение так и не нашло, рассказал «Абзацу» основатель одного из ведущих билетных сервисов, эксперт в сфере информационных технологий Константин Комаров.
«Ранее билеты можно было приобрести на официальном сайте и в кассах театра. Однако сайт был уязвим для ботов. В кассах же образовывались огромные очереди, в которых тоже было много перекупщиков», – объясняет специалист.
В какой-то момент там ввели систему с браслетами – их нужно было получать перед покупкой билетов в кассе. Однако это лишь усложнило процесс и не решило проблемы.
А в Общественной палате предлагали механизм продажи контрамарок в театр через «Госуслуги». Но данный способ в итоге не был использован.
«Сейчас театр продаёт билеты только через сайт, добавив аукцион на площадке одного из ведущих системообразующих банков страны. Он, похоже, ориентирован на корпоративных клиентов и вряд ли удобен для обычных зрителей. Несмотря на все изменения, проблема спекуляции билетами в Большом театре не решена», – считает спикер.
Эксперт называет аукцион в Большом «странным решением». Дело в том, что спрос на билеты и так зашкаливает, а начальная их стоимость совсем недемократична.
«Создаётся впечатление, что это попытка искусственно создать ажиотаж и повысить цены, не решая при этом главной проблемы – спекуляции. Вместо внедрения эффективных систем борьбы с ботами и перекупщиками театр усложняет процесс покупки для обычных зрителей, делая его менее прозрачным. Аукцион на внешней площадке, не интегрированной с основным сайтом, только усугубляет ситуацию. В итоге страдают зрители, а спекулянты продолжают наживаться», – говорит Комаров.
Чтобы сделать билеты доступными обычному человеку, полагает собеседник, необходимо обеспечить надёжную и стабильную работу сайта театра в момент старта продаж. Система должна выдерживать высокие нагрузки без сбоев.
Механизм анализа поведения пользователей также может помочь в отсечении роботов и спекулянтов, добавил эксперт. Правда, такие системы на российском рынке можно пересчитать по пальцам в силу стоимости в десятки миллионов рублей.
Дамоклов меч государства
Новая ценовая политика Большого сформирована гендиректором учреждения Валерием Гергиевым. Но маркетинговыми методами, к примеру продажей мерча, проблему доступности билетов в театр для рядового россиянина не решить, рассказал «Абзацу» экономический аналитик Денис Миролюбов.
«Щелкунчик» всегда вызывает обильный спрос, а завышенные цены предотвратят искусственный ажиотаж, но в то же время лишат простых людей возможности посетить мероприятие. Решить этот вопрос может только государство, которое финансирует организации культуры. Но театры вправе сами устанавливать цены приказом худрука или директора», – полагает эксперт.
Если вопрос с ценами на «Щелкунчика» поднимет много шума, за дело может взяться правительство, допускает аналитик. При таком сценарии кабмин способен попросить учреждение урезать аппетиты.
В противном случае, рассуждает Миролюбов, попасть в Большой смогут только богачи. Рядовым россиянам останется только смотреть прямые трансляции балета в соцсетях или кинотеатрах.