Абzaц
Абzaц

Спортивный «Абзац» вспоминает Игры-2004, где разразился скандал с атлетом Алексеем Немовым. Под горячую руку трибун попал даже американец. 

<span>Фото</span> © TASS / imago / Camera 4

Через два месяца исполнится 18 лет, как случился один из самых громких скандалов в истории Олимпийских игр. Афины. Жара. 23 августа, 2004 год. Самый сложный и вместе с тем самый удивительный и запоминающийся день в карьере блистательного Алексея Немова.

ГеройУроженец маленького посёлка Барашево из Республики Мордовия Алексей Немов является лучшим гимнастом мира второй половины девяностых и начала нулевых: 4 золота ОИ, 5 побед на ЧМ, 3 триумфа на ЧЕ и бесконечная любовь тысяч поклонников гимнастики и не только. Немов всю жизнь боролся с травмами, а в итоге стал героем страны и навсегда вписал своё имя в историю гимнастики. Правда, многие вспоминают не его феноменальные программы и результаты, а 15 минут из олимпийских Афин-2004.

Что случилось?

Немов приезжал на Олимпиаду в Афины в ранге фаворита, понимая, что это его последние выступления на таком уровне. 28-летний атлет часто травмировался, получил травму он и перед этими состязаниями. Но всё равно Немов вышел на ковёр и продемонстрировал высокий класс исполнения, выдав сложную программу. Выступление российского гимнаста на перекладине включало трудные элементы и было самым сложным, но при этом самым красивым. Одна только связка из трёх перелётов Ткачёва и перелёта Гингера чего стоила. От россиянина требовалось всего лишь не ошибиться, и он выступил блестяще.

А чего тогда засудили?

Несмотря на всю эту красоту от Алексея, судейские оценки были явно занижены (9,725 в среднем). Да, при посадке Немов допустил крохотную неточность, но даже при таком соскоке ему это стоило максимум одной десятой балла, поэтому даже в этом случае оценка Немова не могла быть ниже 9,850. Всё это понимала горячая 15-тысячная публика на трибунах, которая собралась под сводами греческой арены и устроила настоящий ад судьям, а затем и американскому атлету Полу Хэмму, который готовился выступить после Немова. Творилось что-то невероятное.

Хэмм просто стоял как вкопанный и не мог понять, что происходит. А в Афинах в этот вечер происходил самый настоящий грабёж. Болельщики были настолько разгневаны, что ещё долго не могли успокоиться. Алексей в этот день стал героем и навечно остался в памяти многих любителей гимнастики. Немов такого не ожидал:

«5-7-10 минут. У меня просто не было слов. Я видел людей – причём из разных стран, – которые негодовали. Я не ожидал в принципе, что это возможно».

Публика на ногах продолжала скандировать: «Немов-Немов!»

Фото © TACC / Виталий Белоусов

Реконструкция событий

Алексей выступал седьмым и сделал почти всё идеально, кроме того самого соскока при приземлении. Немов сделал шаг левой ногой вперёд. Вроде стандартные минус 0,1 к итоговой оценке.

«Когда я соскочил, посмотрел на судью, который с таким сожалением покачал головой... Я подумал: «Ну, всё, понял. Спасибо. Домой без медали. Жалко так, конец карьеры – и такое разочарование», – вспоминает Алексей.

Итак, судьи ставят итоговые 9,725. Удивительно низкая оценка, текущее третье место и странный разброс в баллах: 9,6 от малайзийца и 9,8 от француза и исландца. Именно поэтому арена разгневалась и стала дружно гудеть и освистывать решение арбитров, не давая выступать американскому спортсмену.

Что было дальше?

Никто не понимал, что делать в такой ситуации. Организаторы соревнования были растеряны. Кто-то из судейского корпуса стал кому-то звонить. После 10 минут недовольного гула, свиста и криков к судейскому столику подошёл технический директор FIG, румын Адриан Стойка, который стал что-то говорить арбитрам. Через несколько секунд на табло высветились новые цифры – канадец и малайзиец подняли баллы до 9,75, что сделало общую оценку 9,762.

По сути, это ничего не меняло для Немова. Наш атлет остался на промежуточном третьем месте, при этом за ним выступали фавориты турнира. После изменения оценок болельщики продолжили гудеть, лишая американца возможности начать выступление. И тогда он подошёл к Немову: «Алекс, прошу тебя, выйди к ним, скажи что-нибудь».

«Мы с Хэммом хорошие приятели: много ездили по США, выступали на коммерческих турнирах. Фактически это был выход на аплодисменты, как у актёров. Все понимали, что никто другой просто не справится с залом», – отметил Немов.

Он вышел на помост и как дирижёр жестами попросил арену успокоиться, благодаря болельщиков за поддержку. Гул сменился долгими аплодисментами. Это были овации. Мурашки.

Американец в тишине показал серебряную программу, а золото взял итальянский атлет Игорь Кассина. Российская сторона подала протест, но его даже не стали рассматривать.

Итог

Только через два года FIG изменила судейскую систему, введя надбавки за сложность. При такой системе Алексей уехал бы из Афин с золотом. Однако для болельщиков, которые вживую или по телевизору наблюдали за тем финалом, чемпионом стал Немов.

После того скандала судейский состав был частично изменён, а гимнаст получил официальное извинение. Этот конфликт – беспрецедентный случай в истории спорта.

«Зрители дали мне другую дорогую медаль – свою поддержку. В тот момент я понял, что мы с тренером очень достойно сделали свою работу. Зритель это оценил и дал нам это понять», – сказал Алексей несколько лет спустя.