Абзац
Абзац

Как в Китае готовятся к ХХ съезду КПК, и кто будет у власти после него

<span>Фото</span> © TASS / AP / Andy Wong

На этой неделе в Пекине начал работу Пленум ЦК Коммунистической партии Китая (КПК), это последнее такое заседание перед ХХ съездом КПК, который начнётся 16 октября.

Чего ждать

Все главные решения по дальнейшей политической жизни страны будут приняты именно на Пленуме, где определится состав высшего руководства Китая на следующие пять лет.

На самом же съезде правящей Коммунистической партии 69-летний председатель КНР Си Цзиньпин, находящийся у власти уже десять лет, скорее всего, объявит о продлении своих полномочий ещё на пять лет или дольше. На съезде также будут закреплены идеи о возрождении партии с фигурой Си в качестве официального «ядра».

Аналитики говорят, что скорее Си настроен на то, чтобы сохранить или ужесточить контроль и централизацию власти. Востоковед, доктор исторических наук, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Маслов подтвердил «Абзацу», что Си, скорее всего, переизберут на следующий срок:

«Безусловно, ротация в Постоянном комитете Политбюро и вообще в Политбюро будет, но также безусловно и то, что Си Цзиньпин останется руководителем Китайской коммунистической партии».

Всё так же любим

Бывший партийный инсайдер Ву Гогуан в интервью для Reuters пояснил, что ирония судьбы заключается в том, что лидер, подавляя оппозицию, неизбежно чувствует себя неуверенно, поэтому не желает делиться властью или менять курс.

«Си опасается, что потенциальные враги могут использовать любую самокоррекцию, чтобы свергнуть его», – сказал Ву.

Однако востоковед Алексей Маслов не видит никаких явных проблем с переизбранием Си. Сейчас он занимает как минимум три ведущие позиции: председатель КНР, генсек ЦК КПК и председатель центрального военного совета. То есть на этих позициях он может оставаться практически бесконечно, и общество такое даже одобряет.

«Дискуссии постоянно ведутся об экономике Китая, о том, какую модель лучше использовать, но никаких дискуссий, касающихся управления страной, ещё ни разу не было. Си устраивает все элитные круги», – пояснил эксперт.  

Фото © TASS / EPA / MARK R. CRISTINO / Си Цзиньпин

Непростые вызовы

Однако надо помнить, что сам Си неоднократно говорил о необходимости омоложения партии и связывал это с новым рывком и новыми вызовами, которые стоят перед Китаем в последние годы. 

«Во-первых, это замедление роста китайской экономики. И хотя видно, что рост продолжается, он всё же не такой, какой был хотя бы пять-шесть лет назад. В этом году он достиг показателей в 2-2,5% роста ВВП», – рассказал Маслов.

Как следствие, нужны люди, которые принимают жёсткие экономические решения и контролируют всё на местах. 

«Плюс к этому придётся ответить на вопросы о том, что творится сейчас в китайско-американских отношениях, в отношениях Китая и Тайваня. Здесь нужны новые люди, я бы даже сказал, бойцы, которые весьма жёстко смотрят на действительность – таким же образом, как Си», – добавил востоковед.

Он подчеркнул, что в любом случае в будущем мы увидим консолидацию решений, при этом политика КНР вряд ли радикально изменится. Единственное, что можно утверждать наверняка: она точно станет более жёсткой и более идеологизированной.

В течение десятилетия «у руля» Си уделял первоочередное внимание безопасности, расширению экономической роли государства, укреплению вооружённых сил, более напористой внешней политике и усилению давления в вопросах с Тайванем.

Когда Си избирали впервые, все считали, что он лучше всех подходит для укрепления ведущей роли партии и омоложения этого института, который стал слишком коррумпированным и менее актуальным.

Фото © flickr.com / 總統府

Сильная власть для сильного Китая

Пекин до сих пор продолжает сталкиваться с теми же вызовами, которые появились на горизонте его светлого коммунистического будущего ещё десятилетие назад. Многие аналитики утверждают, что такая большая и сложная по этническому составу страна, как Китай, нуждается в централизованной власти и сильном лидере, чтобы добиться своих целей и не погрузиться в хаос.

Дали Ян, профессор китайской политики Чикагского университета, в комментарии для Reuters заявил, что хотя Си склонен к автократической власти, он может чувствовать себя вынужденным пойти на более компромиссный шаг на третьем сроке, особенно с учётом растущей негативной реакции на политику нулевой терпимости к COVID-19:

«До последней вспышки COVID-19 люди в значительной степени поддерживали все решения партии. Сегодня, когда экономика не показывает таких хороших результатов, а страна застряла в ситуации с коронавирусом, ему, возможно, придётся быть более открытым для различных идей».

Сюрпризы не исключены

Главной интригой съезда партии является вопрос о том, получит ли Си Цзиньпин пост председателя ЦК, который прежде был только у основателя КНР Мао Цзэдуна и сейчас отменён. Такой статус, в отличие от поста генсека, мог бы предоставить ему возможность находиться у власти неограниченное время. Многие в партии выступают против такого решения, поскольку полагают, что это поспособствует возрождению культа личности и концентрации власти в одних руках.

Однако сюрпризы не исключены – достаточно вспомнить, как в 2018 году из конституции убрали положение об ограничении полномочий председателя КНР двумя пятилетними сроками.

Китай