Налетная погода: кто стоит за чередой похищений людей в Санкт-Петербурге
Сразу два громких инцидента недавно произошли в Санкт-Петербурге: сначала жертвой похитителей едва не стал футболист «Зенита», а затем в их руках оказался зять депутата Госдумы. О том, кто стоит за этим и не переживает ли Северная столица новые 1990-е, – в материале «Абзаца».
Что известно о похищениях людей в Санкт-Петербурге
Утром 27 октября СУ СК РФ по Санкт-Петербургу отчиталось о задержании четверых мужчин, подозреваемых в похищении человека и разбое. Как рассказали в ведомстве, первый инцидент произошел в минувший четверг, 23 октября.
На улице Вязовой неизвестные попытались похитить человека. По данным СМИ, их жертвой стал полузащитник «Зенита» Андрей Мостовой.
Они хотели затолкать 27-летнего спортсмена в микроавтобус, однако тот сумел отбиться: ему якобы помог прохожий. Предположительно, им оказался хоккеист молодежного клуба «Атлант» Александр Гракун.
Уже вечером в субботу, 25 октября, злоумышленники напали с оружием на Сергея Селегеня, зятя депутата Госдумы Андрея Макарова. На этот раз попытка увенчалась успехом: мужчину посадили во внедорожник, надели наручники, отобрали телефон за 80 тыс. рублей и потребовали перевести на карту еще 210 тыс.
Похитители также запросили выкуп в размере 10 млн рублей, угрожая Селегеню убийством. Однако мужчина смог сторговаться до 2,5 млн, договорившись с женой, чтобы та привезла деньги к припаркованной на Вязовой улице машине.
Когда подозреваемые приехали за выкупом, на месте их уже ждали оперативники. Тогда-то и выяснилось, что оба инцидента связаны друг с другом.
Против подозреваемых возбудили два уголовных дела: о похищении человека и разбое (часть 2 статьи 126 УК РФ и статья 162 УК РФ), а также о покушении на похищение (пункт «а» части 2 статьи 126 УК РФ).
Кто стоит за громкими похищениями
Всем задержанным от 19 до 20 лет. Установлено, что они студенты Морской академии.
На допросе молодые люди заявили, что действовали по заказу некоего Славы Сатаниста. Связь с ним держал студент-второкурсник, причем исключительно через Telegram. Его нашли в городе Кудрово Ленобласти.
Оставшиеся трое были исполнителями. Один из похитителей признался, что пошел на преступление из-за денег: якобы они были нужны на операцию его отцу.
Другой назвал случившееся не «похищением», а «инсценировкой задержания». По словам того же подозреваемого, о заказчике было известно «только то, что он не из России».
По одной из версий, студенты «якобы боролись с наркопреступниками», отметил в беседе с «Абзацем» экс-следователь прокуратуры, адвокат Вадим Багатурия. Он не исключил, что их на преступление могла сподвигнуть информация о противоправной деятельности похищаемых, однако они ошиблись:
«Если эта версия имеет место быть, то в голове у них было следующее: вот сейчас они деньги заберут, а их жертвы не пойдут в полицию, поскольку сами нарушают закон. Поэтому им было все равно, попадутся они на камеры или нет. Но возможно, что их наводчик просто ошибся с какими-то данными».
Возвращаются ли в Северную столицу 1990-е
По словам председателя комиссии по вопросам правопорядка и законности Заксобрания Санкт-Петербурга Константина Чебыкина, сейчас правоохранители выясняют, являются ли задержанные частью некоей преступной группировки или это просто «молодчики», которые решили таким образом заработать. При этом данная история – единичный случай, нетипичный для Северной столицы, убежден он.
«Буквально 10 дней назад мы в Санкт-Петербурге проверяли, как работает система «Безопасный город»: большая часть улиц просматривается, все преступники и похитители с помощью камер идентифицируются. Никакие 1990-е к нам не возвращаются. Название «Бандитский Петербург» не имеет ничего общего с реальностью. У нас безопасный город», – отметил собеседник «Абзаца».
Игнатов же считает, что «1990-е никуда не уходили, а просто видоизменились». В то же время он полагает, что этот случай привлек внимание общественности, поскольку в деле прозвучали два громких имени – Мостового и Селегеня.
Тем временем Вадим Багатурия предлагает судить о криминогенной обстановке в Санкт-Петербурге следующим образом:
«Раз сегодняшний случай вызвал такой резонанс, что все на ушах стоят, то, наверно, это все-таки редкое явление. Если бы это было что-то будничное, то наше ухо привыкло бы к такому».
При чем здесь Украина
На допросе один из задержанных утверждал, что заказчик находится за рубежом. Константин Чебыкин не исключил, что этот человек может быть с Украины. По его словам, такая версия рассматривается.
«Некая схожесть есть с другими случаями, где людям дурят голову и они под воздействием запугивания совершают противоправные действия. Такое часто проворачивается с территорий недружественных стран, в том числе с Украины. Следователи рассматривают и такую версию», – сказал депутат.
Михаил Игнатов считает, что заявление подозреваемого о зарубежном заказчике является ложью. Все исполнители знали его, уверен криминалист:
«На такие дела просто так никто не идет. Кто-то позвонил, сказал, мол, вы должны похитить и получить выкуп. Это чушь собачья! Они все друг друга прекрасно знали».
Багатурия разделяет позицию коллеги. Случившееся – хорошо спланированные действия, уверен он, поскольку «любой здравомыслящий человек не пойдет похищать другого, даже если тот сам преступник».
«Я лично расцениваю это заявление [о том, что заказчик находится за границей], как способ защититься. Сейчас модно выставлять себя жертвой мошенников. Поэтому они на дурачка решили сделать то же самое. Я не верю, что они действовали дистанционно», – подытожил эксперт.
В целом эксперты склонны расценивать два похищения подряд в Санкт-Петербурге как исключение из правил и нетипичный для города случай. Криминогенная обстановка в Северной столице сохраняется в пределах нормы, говорить о возвращении «лихих 1990-х» не приходится.