Медвежий уголь: почему архипелаг Шпицберген важен для России
Норвежские перевозчики после перерыва в несколько дней вновь приступили к доставке российских товаров на Шпицберген. Ранее они были остановлены на границе – власти Норвегии пытались запретить под предлогом санкций карго-грузы для живущих на архипелаге Северного Ледовитого океана сотрудников наших угольных концессий. Инцидент исчерпан или же страна, входящая в НАТО, будет создавать новые проблемы для нескольких сотен наших шахтёров?
Обширный архипелаг на полпути от Скандинавии до Гренландии когда-то, миллионы лет назад, составлял с ними одно целое. Климат на архипелаге субарктический, но западные части милостиво отапливаются ответвлением Гольфстрима. Средняя температура на островах +4...+6 в июле и -10...-14 в январе. А правовой статус Шпицбергена непрост.
В рамках мирной Парижской конференции, прошедшей по итогам Первой мировой войны в 1920 году, ранее свободная территория архипелага была признана частью Норвегии, но с правом СССР вести на островах хозяйственную деятельность. Понятно, что, подними мы вопрос о суверенитете не во время Гражданской войны, а в более благоприятное время, например году в 1945-м, было бы со Шпицбергеном всё по-другому, но мы после Второй мировой войска свои вывели с севера Норвегии, предварительно освободив его от гитлеровцев.
Место это и сейчас стратегически важное – как в хозяйственном, так и в военном отношении. Отсюда возможно контролировать пространство Арктики, на которую у России и, впрочем, не только большие планы. Условия Парижского договора предусматривают демилитаризованный статус островов, но кто на эти договоры сейчас смотрит?
Добычей угля там занимается государственная компания «Арктикуголь». Вокруг архипелага к тому же обнаружены залежи углеводородов, при том что статус дна Северного Ледовитого океана остаётся спорным. Ведётся у архипелага и промышленный вылов рыбы.
Представитель МИД Норвегии в среду выступил с заверениями, что в Осло никогда не стремились добиться прекращения российских поставок в Баренцбург. Серьёзно?
России надо держаться за эти хладные скалы, содержать, пусть и в убыток, угледобывающую инфраструктуру, сохранять в рабочем состоянии посёлки Баренцбург и ещё два населённых пункта, временно законсервированных.
Придёт время расконсервировать не только посёлки, но и наши подходы во внешней политике, в том числе и по Шпицбергену. Потому как если не расконсервируем мы – законсервируют нас.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.