Абзац
Абзац
Фото © AP / ТАСС

О том, что всемирная отзывчивость не тождественна наивности, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Давным-давно, в позапрошлом веке, Федор Михайлович Достоевский, размышляя о нашем национальном характере, создал концепцию всемирной отзывчивости. Русский человек, считал он, способен впитывать и понимать дух любых других народов и культур. Но это не понимание ради понимания, а готовность прийти на помощь, бороться со злом и несправедливостью в мировом масштабе.

Так мы жили и живем. Не раз, по словам великого Александра Пушкина, «нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир» – и в Семилетнюю войну, и в Наполеоновские войны, и в Первую мировую, и во Вторую... Не раз по собственной инициативе приходили на помощь тем, кого враги собирались завоевать и унизить: то братьям-славянам, то далеким вьетнамцам или кубинцам, афганцам.

Не раз и получали за это по полной. И отнюдь не только благодарность. Гораздо чаще – как раз черную неблагодарность. Братушки-болгары, свободные от немцев чехи и поляки, афганские крестьяне и добрые прибалты не дадут соврать.

И вот новый завоеватель приходит в Европу с Запада. И вот он требует у бедной маленькой Дании большую ледяную Гренландию. И вот объединенная Европа, ничем не могущая ответить его напору, наконец понимает, что ее противостояние с Россией было ошибкой. А правитель России ей справедливо отвечает: «Это не наше дело».

«По поводу Гренландии. Это нас не касается совершенно – то, что с Гренландией происходит», – сказал Путин постоянным членам Совета безопасности России. И добавил: «Кстати говоря, Дания всегда относилась к Гренландии как к колонии... Довольно жестко, если не сказать жестоко».

Всемирная отзывчивость русской души никуда не делась. Мы по-прежнему выше всего ставим справедливость. Наивность исчерпалась до дна. Нам нужна справедливость не только по отношению ко всем остальным, но прежде всего по отношению к нам самим. На равных. 

Это очень просто: Россия занимается теперь только тем, что входит в сферу ее национальных интересов. И помогает только тем, кто готов ответить добром на добро. Кто стоит по одну сторону линии фронта с нами. Кто готов признавать свои долги и воздавать сторицей, как делаем мы сами.

Сфера жизненных интересов России очень велика. Она гораздо шире нынешних формальных государственных границ и даже прежних границ СССР и Российской империи. Нам не все равно, что происходит в КНДР, Иране, на Ближнем Востоке, во многих странах Африки.

Но дивный новый мир устроен так, что своя сфера жизненных интересов есть у каждой великой державы. А таких великих держав – несколько.

США считают возможным и правильным отобрать у Европы большой остров? Европа не может с этим ничего сделать, разве что поторговаться? И прекрасно. И пусть наносят друг другу удары, налагают друг на друга санкции, кричат друг на друга о нарушении прав.

Они решили «отменить» Россию? Отлично. Стало быть, их беды не имеют к нам отношения. В многополярном мире Россия заберет свое. А чужого нам не надо.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

США Россия Дания Владимир Путин Гренландия