Абзац
Абзац
Фото © DPA / ТАСС

О неприглядном виде настоящего поражения – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Европа проиграла войну. Да, не только потерпела поражение в противостоянии российской СВО, а именно проиграла большую войну. Даже так: Европа проиграла в борьбе за мировое господство. За право находиться в списке великих держав современности наряду с Россией и США. 

Это поражение не просто существует на уровне «я чувствую это в земле, я чувствую это в воде» – оно зафиксировано в очень важном документе. Этот документ – Стратегия национальной безопасности США. Там нет ни слова о равноправном сотрудничестве с европейскими союзниками. Там нет ни слова о важности самого ЕС.

США готовятся выйти из части структур НАТО и рассматривают Европу как дойную корову, как источник денег. США не хотят взаимодействовать с объединенной Европой, предпочитая неравноправные отношения с отдельными ее странами. США рассматривают как партнеров со своими зонами влияния Россию и Китай, а не Европу.

По сути, Брюссель уже отстранили даже от переговоров об условиях мирного плана, предложенного Вашингтоном. Попытаться вставить палки в колеса мирному процессу европейцы еще могут, но повлиять на решимость Штатов признать победу России и жить в новом мире дальше – уже нет.

Что же делать лидерам проигравшей и пострадавшей единой Европы в этой ситуации? В спорте есть понятие «гол престижа» – проигрывающая всухую команда стремится хоть один мяч отправить в ворота противника, чтобы при неизбежном поражении все-таки избежать позора. Показать, что была борьба и фортуна могла бы повернуться к игрокам другим боком.

Именно этим сегодня европейцы и занимаются. Намедни агентство Reuters сообщило: «Европейские лидеры обсуждают «позитивный прогресс» в вопросе об использовании замороженных российских активов».

Прогресс, надо сказать, на самом деле так себе: Франция отказывается использовать те российские резервы (примерно €20 млрд), которые оказались на ее территории, Япония (примерно 30 млрд русских денег) отказалась присоединиться к плану «кредита» Украине за счет российских средств, Бельгия, на территории которой находится основной пакет российских вложений, отчаянно сопротивляется.

Однако юридический выход из ситуации – как использовать российские средства, но так, чтобы ни в коем случае не называть это ни кражей, ни конфискацией, – говорят, все-таки нашелся. Европейцы будут обсуждать его 19 декабря. Не исключено, что все-таки смогут «выделить» Украине 90 или даже больше миллиардов – «под залог будущих репараций».

Не нужно себя обманывать: Европа в самом деле может это сделать и таким образом нанести России серьезный ущерб и даже продлить боевые действия на Украине. Другое дело, что это в итоге обернется куда более серьезными бедствиями для нее самой, которая потеряет инвестиции со всего мира, в один момент ставшие ненадежными. Но на то и ставка в «голе престижа». Он нужен для того, чтобы демонстрировать: борьба еще не закончилась.

Правда, решая распорядиться российскими деньгами, европейцы как будто не понимают, что идут не только против России, но и против США – устраивают тот самый «развод с Америкой», которого сами же так боятся.

Между тем главные американские СМИ довольно последовательно уличают ЕС в лицемерии. Например, The Washington Post пишет, что европейские власти одновременно продолжают крупные закупки российских энергоресурсов и критикуют США за отказ Киеву в гарантиях безопасности.

«Лидеры заявляют о своей «непоколебимой приверженности Украине и солидарности с ней». В теории. На практике они часто не могут прийти к согласию, не говоря уже о том, чтобы действовать», – пишут американцы.

А США с каждым новым европейским ходом все больше разочаровываются в ЕС и убеждаются в верности своего курса на сотрудничество с Россией.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

экономика Европа США Россия активы