Как бхай брату: почему визит Путина в Индию – страшный удар для Запада
О принципиальной важности происходящего – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Государственный визит президента России Владимира Путина в Индию – это удар по объединенному Западу и широкий шаг к победоносному завершению СВО. Причем удар более мощный, чем освобождение Красноармейска (Покровска), и более масштабный, чем операции армейского и даже фронтового уровня.
Этот визит, эти переговоры, участие президента России в бизнес-форуме, определяющем торговые отношения двух стран, – знак того, что Индия выбрала свою сторону в противостоянии.
Индия выступает на стороне Глобального Юга, на стороне России и Китая против диктата Запада. Против глобализма и неоколониализма. За многополярный мир.
Вам кажется, что сказанное – слишком пафосно или слишком оптимистично? Давайте рассмотрим вопрос подробнее.
Запад, прежде всего Великобритания и США, долгое время рассматривали Индию как своего важнейшего союзника-сателлита в Азии. Предполагалось, что она слишком зависит от экономических отношений со странами Запада, чтобы в важных политических вопросах с ним не соглашаться.
К тому же Запад был уверен, что надежные связи Индии с Россией, установленные во времена могущества Советского Союза, остались в прошлом. А солидарности Индии с политическими интересами и решениями БРИКС фатально мешают противоречия с Китаем.
Противоречия действительно есть, и очень серьезные. Нью-Дели не нравится, что в рамках проекта «Один пояс, один путь» Пекин прокладывает торговый маршрут через спорные с Пакистаном территории Кашмира. Индия участвует в военном союзе с Австралией, США и Англией, направленном против Китая. У стран есть территориальный спор, в 2020 году столкновения за Аруначал-Прадеш привели к человеческим жертвам.
На все эти противоречия рассчитывал Дональд Трамп, когда объявлял о запретительных пошлинах на индийские товары в США и требовал, чтобы страна прекратила покупать российскую нефть.
Однако прямое давление с Запада привело к неожиданным результатам. Индия решила, что подлинный суверенитет важнее торговли с Америкой и территориальных споров. 31 августа премьер-министр страны Нарендра Моди принял участие в 25-м саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Тяньцзине, Китай. Это означало, как писали в Politico, что Трамп сам толкнул своего важного союзника в объятия Китая и России.
С тех пор этот союз непрерывно усиливается. В 2025 году импорт в Индию из России достиг $64 млрд. Чтобы оценить эту цифру, заметим, что она примерно соответствует годовой стоимости войны против России для Европейского союза.
Это означает, что Индия сегодня – стратегический партнер и, более того, важнейший союзник России в противостоянии с Западом. Союзник, который, безусловно, извлекает из взаимоотношений огромную выгоду и именно поэтому совершенно не собирается эти взаимоотношения прерывать, несмотря ни на какие санкции.
Причем этот союз заключается не на короткую, а на очень длительную перспективу. Для России Индия находится на южном конце важнейшего логистического маршрута Север – Юг. Кстати, как раз в текущем году первые товары из индийского Мумбая прибыли в Россию морским путем через порты Каспийского моря – важнейшее достижение нашей новой внешней экономической политики.
Маленькая вишенка на этом многополярном торте: Моди вчера вечером лично встречал Путина в аэропорту. Ничего особенного, обычный протокол взаимоотношений глав великих держав? Да, конечно. Вот только (для сравнения) во время последнего визита в Нью-Дели президента Франции Макрона в аэропорт за ним отправили незначительных чиновников, а премьер ожидал его в резиденции.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.