Абзац
Абзац
Фото © Сергей Бобылев / ТАСС

О том, сколько денег можно собрать с неработающих, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко намедни сделала сенсационное заявление. Она предложила собирать с неработающих граждан по 45 тысяч рублей в год за пользование системой обязательного медицинского страхования (ОМС).

Отдельные несознательные обитатели социальных сетей тут же стали кричать, что это «конец бесплатной медицины» и чуть ли не удар по гарантирующей равный доступ к здравоохранению конституции. Понятно, что эти реплики из зала мы отметаем как неорганизованные: спикер Совфеда не покушается ни на права пенсионеров, ни инвалидов, ни детей. Ни даже на права официальных безработных, получающих пособие от государства.

Матвиенко четко объяснила, кого имеет в виду: по ее словам, в одной Москве сегодня 700 тысяч неработающих трудоспособных граждан, которые пользуются системой здравоохранения совершенно бесплатно. 

Эти люди, как всем понятно, на самом деле не лишены доходов, но они зарабатывают в серой зоне экономики. Фрилансеры, получающие деньги наличными, мастера из «гаражной экономики» (отличный термин русского социолога Симона Кордонского), репетиторы... Здесь же и те, кто сдает «лишние» квартиры, ничего не сообщая об этом налоговой. Валентина Матвиенко предположила, что все они вполне могут отдавать 3750 рублей в месяц, чтобы пользоваться медицинскими услугами.

Почему именно столько? Потому что 45 тысяч в год – это средние отчисления работодателей за каждого своего сотрудника в фонд ОМС.

Что же, государство без этого обеднеет? 700 тысяч человек, отчисляющих по 45 тысяч в год, дадут 31,5 миллиарда рублей. Много ли это? Для простоты сравнения: это бюджет среднего российского города с населением примерно 300 тысяч человек.

Теперь посмотрим, сколько таких людей за пределами Москвы. При расчете по методике Международной организации труда (МОТ) в России примерно 1,6 миллиона незарегистрированных безработных. Но и это лишь 20% от числа людей, занятых в серой зоне экономики. Если очень грубо, таких получается 10 миллионов на всю страну. Несложно подсчитать, что, если предложение Валентины Матвиенко будет принято, система ОМС получит в год дополнительно 450 миллиардов рублей. Огромные деньги.

Однако на проблему можно посмотреть еще шире. Кроме «официально неработающих» в стране есть самозанятые. Очень много самозанятых: по последним данным, примерно 14,5 миллиона человек. Эти люди платят налог на профессиональный доход – 6% от своих официальных заработков. Часть этих средств перечисляется в фонд ОМС.

Краткое знакомство со статистикой по этому поводу показывает, что средний самозанятый платит в ОМС 10,5 тысячи рублей в год. То есть в четыре с лишним раза меньше, чем за наемного работника отчисляет средний работодатель. И во столько же раз меньше, чем спикер Совета Федерации предлагает взимать с неработающих трудоспособных.

Между тем самозанятые – не в серой, а в белой зоне. Их доходы очевидны для государства (то, что часть доходов они могут утаивать, в данном случае не так важно). Если можно взимать фиксированные суммы с как бы неработающих, то с реально работающих тем более можно.

И эти суммы окажутся очень значительными. 14,5 миллиона самозанятых, да по 45 тысяч рублей – это 652 миллиарда рублей в год. Больше, чем годовые трансферты федерального бюджета в фонд ОМС. Стоит принять такое решение – и государство сможет не тратить средства федерального бюджета на систему обязательного медицинского страхования. Она станет самодостаточной.

Не на этот ли путь развития финансирования системы здравоохранения подталкивает нас предложение спикера Совета Федерации?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

медицина экономика бюджет Валентина Матвиенко ОМС