Палитра Краско: что позволило актеру стать по-настоящему народным
К 95-летию со дня рождения большого артиста – обозреватель «Абзаца» Игорь Мальцев.
Русский актер Иван Иванович Краско – человек удивительной судьбы. Такое можно сказать о многих отечественных артистах военной и послевоенной поры, но наш герой даже на их фоне был особенным индивидуумом.
Начнем с того, что он часто фотографировался в военно-морской форме. Думалось: может, это кадры из фильма?
Реальность оказалась шокирующей. Вообще-то, он пришел в актерскую профессию, будучи военным моряком.
Краско окончил знаменитое военное училище – как у нас говорили, «Ленком» подводного плавания». Более того, был командиром десантного корабля в звании капитан-лейтенанта.
Вы вообще представляете, что это такое? Восемь лет после войны всего прошло.
Дембельнулся и пошел на филфак ЛГУ. Не знаю зачем, но человек явно умел и хотел учиться.
Потом поступил в несуществующий ныне театральный институт им. Островского. И его там рассмотрели и оценили – настолько, что тот оказался в театре легендарного Товстоногова (всем бы такие университеты).
В БДТ он знакомится с Луспекаевым, которого широкая публика помнит по «Белому солнцу пустыни», а все остальные в профессии – как универсального актера и глыбу-человечище. Они потом вместе будут сниматься в кино («Балтийское небо», 1961). Это вообще было время потрясающих человеческих характеров среди русских актеров, да и режиссеров тоже.
В кино на первых порах Иван Иванович снимался в эпизодах. Но взять ту же роль без имени (просто «писатель») в ленте «В городе С.» 1966-го по Чехову – и все сразу станет понятно.
Перед нами актер, который досконально понимает, что такое чеховская драматургия и в чем суть русского народа. Сплав высокого театрального класса, настоящего жизненного опыта, любви к людям – это все и дало нам того Краско, которого мы знаем.
Многих проектов с участием артиста, выпущенных до 1974 года, даже я не видел. Например, «Невероятного Иегудиила Хламиду» про молодого Горького. На самом деле немножко простительно – это телевизионный фильм 1969-го (показывали его по ленинградскому телевидению).
И только в 1974 году он удостоился полномасштабной роли – в «Сержанте милиции». Это сериал «Ленфильма» или, как тогда говорили, трехсерийный художественный телевизионный цветной фильм.
Те годы – период расцвета киностудии. Тогда могли снять и «Солярис» – совершенно бомбический проект, который просвистел мимо зумеров.
И примерно в тот же период Краско, наверное, стал «прадедушкой» целого класса питерских «ментовских» фильмов. Вы будете смеяться, но в вышеупомянутом сериале он снимается с Геннадием Ниловым – отцом будущего капитана Ларина (Алексея Нилова) из «Улиц разбитых фонарей». Все складывается, все взаимосвязано, ничто не происходит из ничего.
Быстро стало понятно, что Иван Иванович – универсальный солдат. И будучи совершенно русским, он спокойно мог играть начальника шведской полиции («Гибель 31-го отдела», 1980) по детективу Пера Валё или гусарского полковника («Эскадрон гусар летучих», 1980).
Артист был уместен и органичен в фантастике Кира Булычева («Похищение чародея», 1980). Он умудрился сыграть даже у такого сложного автора, как Динара Асанова («Что бы ты выбрал?», 1981).
Восьмидесятые – наиболее интенсивный период в плане работы для актера. Он постоянно снимается – от «Господина оформителя» до «Сказочного путешествия мистера Бильбо Беггинса, хоббита» (да, у нас и Толкина снимали на «Ленфильме», не завидуйте).
А в 1990-е он закольцовывает композицию и снимается в «Улицах разбитых фонарей», принимая собственный вызов, посланный в будущее в 1974 году. Ну а роль в «Особенностях национальной рыбалки в зимний период» не могла не сделать его любимцем народа.
То есть в любой период нашего кинематографа Краско работал на полную катушку и не ныл, не впадал в ступор, в отличие от многих.
Последние два фильма с участием мастера – «Сентенция» (2020) про Варлама Шаламова и «Моя ужасная сестра» (2022).
9 августа 2025-го его не стало. Но он прожил долгую и фантастическую жизнь.
Мужчина, который любил и которого любили. Давайте посмотрим сегодня любой его фильм – Ивану Ивановичу 23 сентября стукнуло бы 95 лет.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.