Абзац
Абзац
Фото © Сергей Метелица / ТАСС

К 45-летию со дня открытия в столице Олимпийских игр – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Жаркое лето 1980 года запомнилось необыкновенно чистой и ухоженной Москвой, до этого, казалось, навсегда утонувшей в непролазной грязи бесчисленных стройплощадок.

Еще было непривычно вдоволь мороженого эскимо – практически в каждом киоске, а также в тот год все впервые попробовали нашу советскую жвачку и заморскую фанту – в то время нам, голодным пацанам, газированный апельсиновый напиток казался настоящей амброзией.

И как забыть улетающего на воздушных шарах олимпийского Мишку, заставившего плакать и детей, и взрослых? Причем даже тех взрослых, которые были готовы до хрипоты утверждать, что никакая Олимпиада нам и даром не нужна.

Конечно, олимпийское движение и тогда было политическим балаганом и бизнес-проектом, заточенным под американские корпорации. Это было ясно и до 1969 года, когда в СССР впервые приняли решение о выдвижении Москвы на право проведения летних Игр.

Но вот результат голосования на сессии Международного олимпийского комитета (МОК) оказался неожиданным для всех: в первом туре голосования Москва без каких-либо усилий с нашей стороны получила 28 голосов, Монреаль – 25, а Лос-Анджелес – всего 17.

Американцы, чуть не лопнувшие от злости, включили пропагандистские ресурсы на полную катушку. Под вопли об атлантической солидарности перед коммунистической угрозой они заставили МОК переголосовать во втором туре. И Олимпиаду отдали канадцам.

Логика холодной войны потребовала от Кремля дать симметричный ответ. Были подключены все ресурсы, включая дипломатию и спецслужбы, которые стали тонко обрабатывать олимпийских чиновников, включая и тогдашнего президента МОК – ирландского барона Майкла Килланина. Завербовали и барона.

В итоге в 1974-м столицей Олимпиады-80 была выбрана Москва, а вот следующие Игры 1984 года отдали американцам – для паритета и баланса сил. Американцы, конечно, не успокоились и объявили нашим Играм бойкот, выбрав в качестве повода ввод советских войск в Афганистан. Впрочем, не было бы Афганистана, придрались бы к чему-нибудь еще. Мы же в ответ бойкотировали их Олимпиаду.

Впрочем, наши партийные деятели остыли к Играм практически сразу же после того, как мы утерли нос американцам, забрав Олимпиаду себе. И тут же оказалось, что подобные мероприятия – это и хлопотно, и дорого. Вон тот же Монреаль только 30 лет спустя расплатился по долгам за Игры.

Леонид Ильич Брежнев даже предлагал отказаться от Олимпиады, пока не опозорились.

Но ничего, все построили и справились, превратив Москву в настоящую столицу мира.

Думаю, если бы не Олимпиада, у нас и сейчас не было бы многих стадионов и спорткомплексов, отелей и целых проспектов, ставших визитными карточками Москвы. Не было бы нашего теплого 1980 года и нашего Мишки, не было бы того массового увлечения спортом.

Сегодня мы тоже много рассуждаем о том, нужно ли нам участие в этих Олимпийских играх, которые превратились в фестиваль содомитов-извращенцев и в бесконечное унижение для российских спортсменов. Конечно, на тех условиях, которые сегодня диктует МОК, они нам не нужны – глупо играть с шулерами по шулерским правилам.

Надо просто забыть все эти благоглупости типа «спорт вне политики» – вернее, относиться ко всем этим лозунгам как к обычному западному словоблудию.

И постепенно готовить наше возвращение. Вербовать олимпийских чиновников, устранять недругов, приводить на ключевые посты союзников – короче, не мне учить работе наши спецслужбы.

Уверен, у нас найдется немало союзников – шулерство Запада надоело всему Глобальному Югу. Но лишь вместе мы сможем не только вернуть Россию в Игры, но и вернуть сами Олимпийские игры – всему человечеству.

И после этого еще раз провести их в Москве.

Это того стоит.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Москва история СССР спорт МОК Олимпиада