ЦАХАЛ на все правила: как Трамп и Израиль «защищают» христианство при помощи бульдозера
О развернувшейся в Ливане ситуации – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.
Дональд Трамп, который обещал «возвращение христианства во все сферы» и многократно заявлял о том, что США будут защищать христианские символы по всему миру, опять проявил оборотную сторону трампизма. А именно: любые ценности – предмет «сделки». Главная стратегия Штатов – загребать жар чужими руками. Яркий пример – их политика на Ближнем Востоке.
В Сети распространяется видео, снятое 14 апреля. На нем израильские военные при помощи бульдозера Caterpillar D9 уничтожают статую Георгия Победоносца в поселке Ярун на юге Ливана.
В современной России мало кто знает, что один из наших национальных символов, размещенный на гербе столицы, родом из этой маленькой ближневосточной страны. По православному преданию, «чудо о змие» (победа святого воина Георгия над драконом) состоялось у подножия Ливанских гор, в окрестностях современного Бейрута. В православной традиции легенда имеет иносказательное толкование: святой Георгий – это Церковь, а «змий» – язычество.
Со стороны выглядит так, что сегодня «змий» вернулся к Ливанским горам. Только в лице Армии обороны Израиля.
Ясно, что само по себе очередное разрушение уже не шокирует местных жителей. Некогда процветавший светский Ливан, известный как ближневосточная Швейцария, сегодня опрокинут в состояние разрухи и архаики. Страна пребывает в руинах. После 14-месячного конфликта между Израилем и движением «Хезболла» на территории государства разрушены жилые дома, уничтожена инфраструктура. Деревни в долине Бекаа, юг страны и столицу Бейрут фактически нужно отстраивать заново. От израильских атак погибли сотни людей.
Но 27 ноября 2024 года был заключен долгожданный договор о прекращении огня. И это было соглашение о взаимных уступках. То есть Израиль должен поэтапно вывести войска с территории страны, а «Хезболле» необходимо разоружиться. И бульдозерная акция поставила под сомнение именно этот вопрос взаимности.
Данные медиа противоречивы, но есть сообщения, что военные ЦАХАЛ сохраняют присутствие в пяти стратегических пунктах, включая холмы Хамамис, Азийя, Леббуне и Увейда, а также высоту Балат. Поэтому действия израильского бульдозера, снятые на камеру, – это символическая провокация. Знак того, что «мы никуда не ушли».
Это также сигнал, что в мировой дипломатии продолжает доминировать практика двойных стандартов. Потому что политический фон для бульдозерной акции – растущее давление США на ливанское правительство с требованием полного разоружения «Хезболлы». В начале апреля в Ливан приезжал заместитель посланника Штатов по Ближнему Востоку Морган Ортагус, который передал условие Вашингтона (разоружение «Хезболлы»), настаивая, что «этот путь должен быть реализован без промедления». О том, что израильская сторона не выполняет свои обязательства, американский представитель демонстративно умалчивает.
Акция с бульдозером, безусловно, не столько религиозная, сколько политическая. Вне зависимости от того, насколько спонтанно действовали вандалы в военной форме, дата, когда ролик завирусился, была выбрана сетевыми пиарщиками со смыслом.
13 апреля – не только Пальмовое воскресенье для всех православных, но и трагический день в истории Ливана. Ровно 50 лет назад в этот день состоялась так называемая Автобусная резня: ливанская полиция расстреляла автобус с палестинцами, в результате чего страна на 15 лет была опрокинута в кровопролитную гражданскую войну.
Был также текущий политический контекст. Ролик распространили в день, когда премьер-министр Ливана Наваф Салам прибыл в Дамаск для переговоров с лидером Сирии Ахмедом аш-Шараа. Попытка страны выстроить конструктивный диалог с САР и достичь устойчивого мира между арабскими государствами была поставлена под сомнение.
Ясно, что основной рабочей целью оскорбления христианских символов Ливана является дальнейшая радикализация местных христианских общин. Судя по всему, «вызывая огонь на ЦАХАЛ», руководство Израиля рассчитывает в перспективе перенести гнев ливанских христиан на мусульман как на якобы первопричину действий армии еврейского государства.
Ливан – страна, для которой мир между христианами и мусульманами давно стал не некоей желательной опцией, а «осознанной необходимостью». Условием жизни.
В отличие от Израиля или США, для которых война – «мать родна», то есть является базовым инструментом укрепления государства, для Ливана любой конфликт, особенно внутренний, подобен смерти.
Вопреки провозглашенному в конституции курсу на отказ от конфессионализма в политике в Ливане действуют прямо закрепленные в законодательстве нормы пропорционального представительства конфессий во власти. Сегодня страну возглавляют президент – христианин Джозеф Аун (маронит) и премьер-министр Наваф Салам (суннит). Важно понимать, что пропорциональность представительства не распространяется на шиитов. Последние, вследствие такой дискриминации, радикализируются, становясь питательной средой для «Хезболлы».
Христиане Ливана в оптике Овального кабинета – совсем не то, что христиане «великой Америки». Защита «христианского мира» (который в современном американском изложении скорее ассоциируется с Диснейлендом) в оптике администрации Белого дома – это поддержка «белого» и «цивилизованного» Израиля в его борьбе против «варваров» (арабов).
Американские правые, несмотря на все лозунги о христианских ценностях, остаются социокультурными расистами: белые «цивилизованные» евреи Израиля против «дикарей» – черных арабов. Христиане на Ближнем Востоке, таким образом, для них «черные», нецивилизованные сектанты. Христианство, как и ислам, – безусловный враг, «филистимляне».
Такие «мелочи», как арабские христианские общины и их святыни, лежат за рамками сказочной американской картины мира. Как и цветные мексиканские мигранты-католики. В конце концов, кто их считал, и «сколько у них дивизий», не так ли?
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.