Абzaц
Абzaц
<span>Фото</span> © Сергей Лантюхов / Абзац

Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., что даже выше ожиданий аналитиков. Впрочем, многие из профучастников рынка называют действия ЦБ по ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП) ошибочной и уверяют: повышение ключевой ставки не борется с инфляцией, а разгоняет её.

Как менялась ставка

Денежно-кредитная политика Банка России похожа на американские горки, которые за рубежом, кстати, чаще называют русскими. Посудите сами: февраль 2022 года – ключевая ставка составляет 8,5%, март 2022 года – показатель взмывает к 20%, октябрь 2022 года – в результате нескольких курсов снижения ставка опускается до 7,5%, октябрь 2023 года – вырастает более чем в два раза, до 15%.

Банк России исповедует довольно простые принципы: видишь рост инфляции (общее повышение уровня цен) – повышай ставку, инфляция снижается – опускай ставку. Вот и сейчас ЦБ действует по той же схеме. На этой неделе Росстат выпустил статистику, в который указал на рост показателя. Инфляция на неделе с 17 по 23 октября составила 0,24%, что ускорило её в годовом выражении до 6,6%.

Эта цифра не устраивает Банк России, который вот уже несколько лет держится таргета, то есть цели по инфляции в 4%.

«Банк России будет устанавливать ключевую ставку так, чтобы снизить годовую инфляцию к 4% в 2024 году и удерживать её на этом уровне в дальнейшем», – говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики регулятора на ближайшую трёхлетку.

Чего не отнять у председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, так это предсказуемости. Никакие броши не нужны, чтобы считывать сигналы.

Почему Эльвира Набиуллина заблуждается

Логика главы ЦБ простая: высокая ключевая ставка тянет за собой удорожание кредитования. Люди и бизнес начинают меньше занимать и больше сохранять (ставки по депозитам растут). Соответственно, «излишняя ликвидность», как любит говорить Набиуллина, изымается из экономики, то есть денег становится меньше, что повышает их ценность и, соответственно, снижает инфляцию.

Фото © Пресс-служба Госдумы

Действительно, денежная масса в экономике существенно увеличилась. Это отражает агрегатор М2, который считает совокупность наличных денег в обращении и безналичных средств на счетах. В сентябре 2023 года денежная масса увеличилась на 0,7%, до 90,7 трлн рублей, несмотря на повышение Банком России ключевой ставки в августе с 8,5% до 12% и ещё до 13% в сентябре.

Эксперты уверены: причина в немонетарном характере инфляции.

«Сегодняшняя инфляция не носит монетарный характер, это инфляция издержек. Она вообще от объёма денежной массы не зависит»,написал в своём телеграм-канале экономист Михаил Хазин.

Инфляцией издержек называют ситуацию, при которой общий уровень цен повышается из-за того, что возрастают траты на производство и реализацию продукции.

«Банк России действительно увеличивает инфляцию издержек. Бизнес тратит больше денег на обслуживание кредитов. Он стремится поднять цены, чтобы обеспечить рентабельность продаж. Вы не победите инфляцию в условиях высоких процентных расходов. Задирая ставку, вы только её увеличите», – заявил в разговоре с «Абзацем» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

Вместо того чтобы бороться с инфляцией, Банк России её ещё больше разгоняет. 40% кредитов, выданных бизнесу, имеют плавающую ставку. В результате повышения ключевой ставки с 8,5% в августе до 15% в октябре компании столкнулись с резким удорожанием обслуживания этих займов. Что в такой ситуации делает бизнес? Перекладывает издержки на плечи потребителей, то есть увеличивает цены на продукцию, что выливается в рост инфляции.

Сигналы от бизнеса

Фото © uniconf.ru

Бизнес подтверждает выводы, о которых говорят аналитики. Так, крупнейший российский кондитерский холдинг ООО «Объединённые кондитеры» (входят «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт» и др.) проинформировал своих контрагентов об увеличении отпускных цен на продукцию с 1 декабря 2023 года.

«Рост процентных ставок по кредитам из-за повышения ключевой ставки», – говорится в письме компаниям-партнёрам за подписью управляющего директора холдинга Алексея Орлова (есть в распоряжении «Абзаца»).

Аналогичная ситуация наблюдается в других секторах российской экономики. Знает ли об этом Банк России и лично госпожа председатель Эльвира Набиуллина – вопрос риторический.

Между тем в 2023 году у ЦБ остаётся ещё одно заседание совета директоров по вопросу ключевой ставки. Оно запланировано на 15 декабря.  

Набиуллина цены инфляция ключевая ставка Центробанк