Суд с Набиуллиной: Можно ли разморозить российские резервы?
Банк России будет добиваться разморозки золотовалютных резервов в европейских судах
Банк России намерен через суд добиваться разморозки своих золотовалютных резервов за рубежом. Об этом заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Мы разбирались вместе с экспертами, имеет ли это дело перспективы либо усилия тщетны, учитывая нелюбовь прогрессивного Запада к нашей стране.
Позиция России
О том, что Банк России будет судиться за замороженные резервы, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, выступая в Государственной думе.
«Мы будем готовить судебные иски для того, чтобы их предъявить. Потому что это беспрецедентно в мировом масштабе, чтобы золотовалютные резервы такой большой страны были заморожены», – заявила Набиуллина.
Речь идёт о заморозке около половины российских резервов, что составляет примерно $300 млрд. Их арестовал коллективный Запад в качестве реакции на начало спецоперации России на Украине.
Ранее о том, что Россия должна добиваться разморозки своих резервов, говорил глава Счётной палаты Алексей Кудрин.
«Мы можем только высказать своё несогласие с этим и вести работу, чтобы впоследствии они были разморожены, что, я думаю, и нужно делать», – отметил Кудрин, выступая перед Советом Федерации.
Кого морозили раньше?
Заморозка российских золотовалютных резервов – не первый случай в мировой практике. Ранее власти США точно так же арестовывали активы Центробанка Афганистана после захвата власти «Талибаном»*. Речь тогда, правда, шла о сумме в 43 раза меньше – $7 млрд.
Есть опыт заморозки активов и у Ирана, который живёт под санкциями более 40 лет. В 2012 году Европейский союз арестовал активы иранского ЦБ и ряда компаний. Совокупная стоимость активов Ирана оценивалась в диапазоне от $100 до $120 млрд. Спустя несколько лет часть санкций сняли. Это случилось после выполнения Ираном обязательств по «Иранской ядерной сделке», которая предполагала отказ страны от разработки ядерного оружия.
Около $36 млрд Ирану вернуть так и не удалось. Получилось разблокировать через суд лишь $1,6 млрд, арестованных в Люксембурге.
«Благодаря судебным действиям в Люксембурге Исламская Республика Иран может нейтрализовать усилия США по захвату и передаче активов Ирана», – заявил в 2020 году управляющий Центрального банка Ирана (CBI) Абдольнасер Хеммати.
Перспективы Банка России
Эксперты, опрошенные «Абзацем», по-разному смотрят на судебные перспективы России в части разблокировки своих золотовалютных резервов. Финансовый аналитик Вячеслав Зайченко считает дело заведомо проигрышным:
«Я считаю, что шансы нулевые, иначе бы не было никакой логики в введении санкций для того, чтобы допустить разморозку резервов ЦБ в дальнейшем. Более того, я думаю, этот судебный иск от Банка России обострит ситуацию во взаимоотношениях с Западом».
Генеральный директор юридической компании Алексей Петропольский в свою очередь полагает, что побороться за $300 млрд стоит:
«Шансы выиграть такой суд, конечно же, есть. Вопрос лишь в том, насколько это будет политизированный процесс. Если будет предвзятое отношение к России, то выиграть будет проблематично».
Алексей Петропольский отметил, что успех дела будет зависеть от того, на какой стадии спецоперации будет находиться Россия во время вынесения решения суда:
«Отталкиваясь от мировой практики, такие суды занимают от полугода до 2-3 лет – это до момента первого решения. Я думаю, что все точки к этому моменту над спецоперацией будут расставлены. И в случае, если для России будет благоприятный исход данной операции, мировому сообществу придётся считаться с голосом России, и, я думаю, велика вероятность того, что мы в этом суде победим и деньги будут разморожены».
По мнению экспертного сообщества, Россия выберет Европейский международный суд для отстаивания своих интересов. Он будет рассматривать вопрос в рамках международного законодательства и в юрисдикции Всемирного банка.
Финансовый бумеранг
Заморозка золотовалютных резервов бьёт не только по России, но и по тем странам, которые вводили против нас санкции. Финансовый арест даёт сигнал всему: в следующий раз на месте изгоя можете оказаться вы в том случае, если коллективному Западу что-то придётся не по нраву.
«У всех просто паника, – отмечает Вячеслав Зайченко. – Это чистой воды национализация. После заморозки российских активов говорить о том, что есть в мире какая-то финансовая стабильность, не приходится. Такой опыт заморозки инструментов может быть применён на других государствах и коммерческих структурах».
О том, что доверие к мировой финансовой системе подорвано, говорит и Алексей Петропольский:
«У 2/3 стран мира есть недопонимания с США. В случае, если Штаты дадут сигнал, что страну нужно выбрать изгоем, всё мировое сообщество берёт и отворачивается, деньги могут быть заморожены».
Вместо послесловия
Запад может пойти ещё дальше в вопросе заморозки российских активов. Эти деньги могут перекочевать в карманы прогрессивных капиталистов после объявления в России дефолта, что может произойти уже в мае. США и страны Европейского союза этого активно добиваются. Такой новый вид рейдерства по-англосаксонски.
Впрочем, «отжимая» российские активы, коллективный Запад пилит ветку, на которой сам же и сидит. Даже дружественные страны начали искоса посматривать в сторону действующей финансовой системы. Обратный отсчёт запущен…
*запрещённая в России террористическая группировка