рубрики

Держи горы: кто мешает договориться Армении и Азербайджану
Фото: TASS / EPA / ROMAN ISMAYILOV

Трёхсторонняя встреча лидеров России, Армении и Азербайджана закончилась многословной декларацией о воздержании сторон от применения силы в Нагорном Карабахе. Слова – уже достижение, ведь стороны столько лет не могли говорить друг с другом. И, возможно, именно в забалтывании проблемы состоит секрет мира.

Сначала Владимир Путин поговорил с Николом Пашиняном, затем – с Ильхамом Алиевым, после чего прошла трёхсторонняя встреча, и уже поздно ночью в понедельник было опубликовано заявление, что достичь согласия по карабахскому вопросу пока не удалось. Если отбросить дипломатические обороты, ясно, что не то что о мирном договоре, но и, например, о принципах делимитации границ Армения и Азербайджан пока условиться не в состоянии.

Но здесь ключевое слово – «пока».

Некоторые предлагают призвать на помощь опыт высоких собраний римской католической церкви, то есть запереть лидеров Армении и Азербайджана в какой-нибудь капелле и не выпускать, пока из трубы не пойдёт белый дым. Но, боюсь, даже если Пашиняна и Алиева пожизненно держать под замком, мирного договора всё равно не получится.

Потому что ситуация с мирным урегулированием, завязанная на статус Нагорного Карабаха и на развитие транспортных коридоров, вовсе не зависит ни от личных хотелок глав государств, ни даже от национальных интересов двух стран. И какой бы прекрасный мирный договор ни подписали сейчас Пашинян с Алиевым, он всё равно будет торпедирован другими державами, которые за счёт конфликтов в Закавказье решают свои задачи.

К примеру, у США, которые и привели Пашиняна к власти, интерес один: выдавить Россию с Кавказа. И построить в Армении свою военную базу – как раз на границе с Ираном.

Держи горы: кто мешает договориться Армении и Азербайджану
Фото: flickr.com / The White House

Именно на это и был рассчитан проект мирного договора, предложенный на днях госсекретарём США Блинкеном: Армения признаёт Карабах в юрисдикции Баку, а Азербайджан в ответ даёт честное-пречестное слово не отжимать территории области Зангезур под транспортный коридор к своему анклаву.

Напомню, что Зангезур (в Армении эту область именуют Сюник) отделяет Нахичевань от Азербайджана, кроме того, именно в этом регионе проходит граница Армении с Ираном, но развитие транспортного сообщения в регионе было одним из условий мирного соглашения, подписанного в ноябре 2020 года после второй карабахской войны. Правда, в соглашении нет ни слова о том, в каком статусе должно быть развито сообщение. Армяне гарантируют Баку обычное сообщение, то есть примерно такое же, какое и сейчас действует между Калининградом и Россией. Азербайджанцы же, наученные горьким опытом России, настаивают на экстерриториальном статусе коридора.

План Блинкена незамысловат: раз Армения признала, что Карабах – это Азербайджан, то, стало быть, и никакие российские миротворцы там больше не нужны. После этого российская база в Гюмри закрывается, и открывается американская.

Что будет дальше с армянами, населяющими Карабах, американцев не волнует совершенно, как их не волновала судьба тех же сербов в Косово.

Понятно, что и обещаниям Азербайджана будет грош цена. Ведь за идеей восстановления связей Баку с анклавами (сейчас сообщение с Нахичеванью идёт через Иран) стоит Турция, заинтересованная во включении анклава в тело новой Оттоманской империи.

Держи горы: кто мешает договориться Армении и Азербайджану
Фото: mil.am/ru

Ирану, конечно, такое усиление своего главного геополитического соперника не нужно, поэтому он сразу же ввяжется в войну на стороне армян.

Ну а что нужно самой России?

Прежде всего статус-кво, когда обе страны худо-бедно поддерживают мир и не стремятся перерезать глотки друг другу. Потому что мир в регионе – это сохранение роли арбитра Москвы, а это уже гарантия строительства сухопутного коридора в Иран через территорию Азербайджана вдоль берега Каспия, этот проект проталкивается уже много лет.

Кроме того, усиление Турции в Азербайджане будет неизбежно означать рост влияния Анкары в Средней Азии за счёт снижения нашего влияния. Конечно, фарш обратно не провернёшь и Турцию с Кавказа не выставишь, но тот же ближневосточный опыт показывает, что балансировать между интересами сторон можно бесконечно долго.

Конечно же, такая дипломатическая тягомотина навевает на нормального человека тоску. Сердцу хочется простых и эффективных решений.

Но каждое простое решение в этом непростом регионе – шаг к новой войне, которая на этот раз поставит ребром вопрос о нашем присутствии в регионе как таковом.

Блинкен не даст соврать.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем