рубрики

Снос к сносу: как в Москве идёт реновация
Фото: АГН Москва

Читаю: «Власти снесли 120 домов с начала программы». И думаю о том, что люди помнят только дурное.

Про становление нового русского капитализма ходят устойчивые мнения – например, про ваучеры, розданные в 1993 году, и как всех с ними по-разному, но стабильно накололи. А потом всё самое интересное оказалось в руках группы бывших товарищей, а нынче – господ. Мы даже фамилии их знаем. И прописку в Лондоне и Тель-Авиве.

Но массовое сознание всё никак не хочет вспоминать, что примерно тогда же, в начале девяностых произошла тотальная приватизация квартир. Люди, которые не имели ничего, кроме государственного жилья, но сильно переживавшие за бумажные фантики Гайдарочубайса, вдруг впервые в жизни получили собственное жильё бесплатно.

Вообще-то такого нигде не было – каким нибудь западникам это даже присниться не может. На фига человеку ваучер, если он стал обладателем жилья, которое сразу имело цену, причём год за годом растущую.

То есть однажды нашим людям в крупных городах раздали, считай, каждому десятки и сотни тысяч долларов, которые, достанься они налом, 99% граждан просто потеряли бы. Никто же во времена Ельцина ещё не знал, как работает капитализм и его акулы.

Снос к сносу: как в Москве идёт реновация
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Бесплатная приватизация жилья начала девяностых была мощным ходом. Но был запрограммирован и один неприятный момент – пока дом, в котором натыкано приватизированных (и не) квартир, был относительно новым – не так остро стоял вопрос о том, кто должен проводить ремонт, а потом и капремонт. Ложилось это на плечи проклинаемого вечно недовольными гражданами государства. И чем дальше – тем больше.

А потом дома стали морально и по прочим понятиям выбывать из современной жизни – ну вот кто нынче отдаст 200 000 долларов за квартиру в хрущёвке? Человек не должен жить в хрущёвке из шестидесятых. Это несовместимо с горьковским понятием «человек».

Я лично не видел из этого никакого выхода, кроме как албанизация Москвы. Или македонизация. Вы были на Балканах? Видели все эти жуткие руины времён развитого социализма?

Да ну такое к черту. У них там теплее нашего, их это спасает. Такой город, как Москва, не должен терпеть албанизации.

Поэтому выход в виде «реновации», как бы над этим термином не измывались, оказался нормальным.

Как известно, за реновацию каждого дома должны проголосовать типа 80% жильцов. Понятно, что люди по-здоровому консервативны – привыкли жить как живут, не хотят никуда уезжать. Начались конфликты. Самое интересное, что их активно раздували в соцсетях.

Снос к сносу: как в Москве идёт реновация
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Я помню, сколько сил и крика вложила в борьбу с реновацией одна наша бывшая коллега, которая давно уже перешла из разряда журналистов в мелкие политиканы. Столько шума, прямо неудобно и беспокойно за психическое состояние автора.

Но реновация продолжается, и уже нет такого непонимания или попыток выиграть себе что-то лишнее на пустом месте со стороны публики.

И вот власти Москвы отчитались о промежуточных итогах. Больше всего старых домов уничтожили в Бабушкинском районе и ТиНАО.

«Бабушкинская» понятно, там было полно отживших своё домов, которые не делают чести столице. А что такое ТиНАО? Это южней Коммунарки, теперь уже Новая Москва. А Новой Москве как-то странно сохранять несовременный жилой фонд, тем более, что именно на этой территории идет стремительное строительство, туда тянется метро.

Про объявленную на будущее плановую цифру сносить 200-300 домов в год. Это может означать две вещи – либо власти рассчитали, что именно такое количество жилья приближается к критическим срокам эксплуатации, либо просто готовы нарастить объемы работ.

А по первоначальной программе 2017 года, напомню, сносу за 15 лет подлежали 5144 домов.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем