Из ростовщиков в помощники: как теперь будут работать банки?
Глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина заявила на ПМЭФ то, что от неё ждали по меньшей мере 8 лет. По словам госпожи председателя, банки теперь должны думать не о прибыли, то есть как заработать побольше денег, а о финансировании российской экономики. Чем теперь будут заниматься Греф, Костин и Ко?

Операция «трансформация»
Разговор одной из ключевых сессий на ПМЭФ вышел довольно откровенным. Помощник президента Максим Орешкин обвинил главу Счётной палаты Алексея Кудрина в неверии в Россию из-за его пессимистичного прогноза падения ВВП на 11,4%, глава российского Минфина Антон Силуанов предложил пересадить госслужащих на «Лады», а Эльвира Набиуллина заявила, что главная задача банков теперь – не «зашибание» прибылей, а финансирование экономики.
«Финансовая система должна финансировать структурную перестройку экономики. Мы будем смотреть, как нам дифференцировать регулирование, чтобы стимулировать банки не просто работать на текущую прибыль, а в первую очередь на трансформационные проекты», – заявила Эльвира Набиуллина на ПМЭФ.
Это заявление вызывает определённое недоумение, если учесть, что ЦБ многие годы поощрял своих подопечных именно за хорошие финансовые результаты. Эльвиру Набиуллину за это многократно журил президент Владимир Путин.
«Давайте обратимся к главе Центробанка с просьбой, чтобы средства направлялись в реальную экономику, в том числе в малый и средний бизнес. Это особенно касается банков с госучастием. Можно вполне посмотреть, насколько они и в какие секторы экономики направляют свои ресурсы. В зависимости от этого оценивать их работу, это касается и премиальных», – заявлял президент ещё в 2016 году.
Эльвира Набиуллина тогда покивала, однако политика российского банкинга так и не изменилась: российские финансовые организации продолжили максимизировать свою прибыль, игнорируя реальный сектор экономики, в т. ч. малый и средний бизнес, о котором говорил президент. Результаты мы пожинаем теперь. Против России ввели санкции, а у нас нет ни микроэлектроники, ни чипов, ни автомобильных запчастей.
Сколько зарабатывают банки?
Банки все предыдущие годы демонстрировали астрономические показатели прибыли. Это им удавалось даже в ковидном 2020 году. Секрет такой талантливой работы прост: банки прокручивали деньги вкладчиков через Фондовый рынок. По сути, спекуляции.

«ЦБ создал совершенно невероятных размеров пирамиду РЕПО на рынке госдолга, – заявил «Абзацу» финансовый аналитик Владимир Левченко. – Сбер, ВТБ, Газпромбанк – крупнейшие госбанки покупали себе в портфель облигации федерального займа под одну процентную ставку. Затем под более низкую ставку закладывая ОФЗ, получали от ЦБ свеженапечатанные рубли для того, чтобы опять войти в рынок ОФЗ».
По сути, это долговая пирамида стоимостью несколько десятков триллионов рублей. За 2021 год Сбербанк получил рекордную чистую прибыль, которая превысила 1,2 трлн рублей. Это на 170% больше, чем в 2020 году.
Группа ВТБ также отчиталась о рекордной годовой прибыли за минувший год. ВТБ в 2021 году заработал 242,6 млрд рублей чистой прибыли против 0,5 млрд рублей в 2020 году. Поразительные успехи на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения России.
Новая ролевая модель
Академик Российской академии наук Сергей Глазьев уверен: государственные банки в России в принципе не должны зарабатывать деньги. Их главная цель – максимизация инвестиционной активности в экономике. То есть деньги должны не прокручиваться через биржу, а идти на кредитование реального сектора – того самого малого и среднего бизнеса, о которых говорил президент:
«Весь прогрессивный мир так живёт. Европейские и японские банки такие. Большая часть японских банков имеет отрицательный капитал. Ведь что такое прибыль российского государственного банка? Это вытащенные у вас из кармана деньги. Либо вы как предприятие переплатили проценты за оборотный капитал, либо взяли кредит под 20% годовых как гражданин, и вас банк разорил».
По словам Сергея Глазьева, банки должны выдавать бизнесу кредиты под 1, максимум 2% годовых. Этого достаточно для того, чтобы не разориться. А если вдруг «дыра» в капитале возникнет, то государство может помочь докапитализацией.