Заполучи, фашист, грант: как Латвия превратилась в концлагерь
Министерство культуры финансирует кинофильм о патриоте в звании штурмбаннфюрера СС, а Служба госбезопасности бросила студентку за решётку за антифашистскую деятельность. Это происходит не в Третьем рейхе, а в демократическом с виду государстве Европы.
День за днём Латвия превращается в концентрационный лагерь для тех, кто осмеливается выступать против чудовищной политики нацизма в одеждах неолиберализма. Местная власть напугала даже иноагентов-эмигрантов из бывшего московского влажного телеканала. Они сбежали из Риги, получив разрешение вести антироссийскую пропаганду из Нидерландов.
В 1991 году стратегическое управление Латвией перешло к англосаксонским менеджерам. Тридцать лет назад нынешний президент страны, немецкий эмигрант Левит сформировал идею «политической нации», в которую берут не всех живущих в республике. Почти миллион жителей лишили гражданства, постепенно закрыли русские школы и запретили русский язык.
Теперь коалиции национал-либералов и этого мало. Советники из США рекомендовали властям в Прибалтике снести памятники антифашистам. Мемориалы предварительно обмазывали краской в цветах украинского флага. А на защитников памяти о советском прошлом заводят уголовные дела.
Латышские погранцы требуют от въезжающих писать в анкетах, что Крым – это Украина. Иначе не впускают.
Так маленькая страна у Рижского залива, бывший дачный рай московских жуликов и артисток превращается во что-то другое. Доносы и слежка, страх и предательство вместо прежних фестивалей и праздников.
Жертвами становится даже ванильная прослойка московских либералов. Рижский редактор «России Сегодня» Марат Касем как латвийский гражданин ехал домой на новогодние каникулы, восторгался милой республикой, в которой «дышится легче, чем в России». Журналист успел сделать селфи в центре Риги и был арестован как «кремлёвский пропагандист».
Латвийская гражданка Татьяна Андриец – Таня, Танечка, её в школе за огромные глаза звали Оленёнок Бэмби. По собственной воле перевелась в старшей школе в латышскую гимназию. Считалась «хорошей русской», пока не сказала, что русским детям нужно получать образование на родном языке, и вступила в последнюю в Латвии русскую партию. Добрая идеалистка, теперь и она за решёткой. Её научный руководитель в Санкт-Петербурге, профессор Николай Межевич обещает лишь то немногое, что в его силах – помочь девушке с академическими каникулами.
«Мама, не волнуйся, скоро меня выпустят. Совесть моя чиста. А свободы лишить меня не могут, у меня внутренняя свобода», – писала она из тюрьмы совсем недавно. Символично, что Ильгюциемская женская тюрьма расположена в зданиях бывшего немецкого концлагеря. И Таня Андриец сейчас там. Второкурсницу СПбГУ 22-х лет взяли, когда она приехала в Латвию на каникулы.
В это время Минкульт республики выделяет грант в размере 300 тысяч евро на съёмки фильма, героизирующего Эрнестса Лауманиса. Это лиепайский доброволец-шуцман, участник расстрелов «расово неполноценных» в 1941 году, штурмбаннфюрер. Получил два железных креста от гитлеровского командования. Съёмки завершат уже в этом году, фильм рекомендуют для показа школьникам.
А у вчерашней школьницы Тани сразу две криминальные статьи: «Нарушение санкций ЕС» и «Антигосударственная деятельность». Пресс-релиз Службы госбезопасности сообщает, что Андриец арестована по подозрению в сотрудничестве с телеграм-каналом «Антифашисты Прибалтики».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.